Выступление спортсменов.

Успешно выступающие спортсмены показывают высокие результаты, находясь каждый в своем оптимальном пред-рабочем состоянии. Это значит, что высокого результата достигают, испытывая как высокий, так и низкий уровень тревоги. При этом высокотревожный спортсмен не обязательно показывает свой лучший результат, находясь в спокойной обстановке, а низкотревожный — в напряженной, как можно было бы предположить, следуя концепции личностной обусловленности эмоционального реагирования в условиях соревновательного стресса.

 

Ввиду того что оптимальный уровень предсоревновательной тревоги чрезвычайно индивидуален, среднегрупповые показатели не могут служить даже приблизительными ориентирами при индивидуальной работе со спортсменами. Для определения индивидуального пред соревновательного оптимума тревоги у спортсменов могут применяться две проверенные на практике процедуры, а) измерение уровня реально испытываемой тревоги в серии выступлений конкретного спортсмена с выделением наиболее успешных стартов (попыток, подходов); б) ретроспективный анализ его соревновательного опыта, т. е. оценка пред соревновательного состояния, находясь в котором он показал свой лучший результат, действовал лучше всего.

Ретроспективная оценка оптимума в ряде случаев является единственным способом определения желательного состояния спортсмена, особенно когда нет возможности наблюдать за его состоянием в серии ответственных соревнований.

Критерием адекватности пред соревновательного состояния у спортсмена является степень соответствия уровня ситуативной тревоги его индивидуальному оптимуму, выявленному заранее на основании наблюдений или ретроспективного опроса. Следовательно, при оценке предсоревновательного состояния предпочтительнее ориентироваться не на абсолютный уровень тревоги или среднегрупповые показатели, а на сдвиги относительно индивидуального оптимума. При этом неадекватным будет не только состояние, существенно превышающее индивидуальный оптимум тревоги, но и состояние значительно более комфортное, чем это необходимо для успешной соревновательной деятельности.

Оказалось возможным анализировать не только прошлый соревновательный опыт спортсменов, но и прогнозировать предполагаемый уровень их тревоги на предстоящих соревнованиях (за 3— 5 дней, а также за 1 и 2 недели).

Например, если спортсмен прогнозирует повышенную (относительно своего индивидуального оптимума!) тревогу на предстоящих соревнованиях уже за неделю до своего предполагаемого выступления, то можно предположить, что предсоревновательная ситуация субъективно воспринимается им как потенциально угрожающая (неуверенность в успехе, чрезмерная мотивация, необоснованная переоценка силы предполагаемых противников, выраженная ориентация на мнение других людей и т. д.). Таким образом, оценку-прогноз уровня ожидаемой тревоги можно рассматривать как косвенный показатель стрессорности предстоящей соревновательной деятельности.

На основании многократных ретроспективных и перспективных оценок предсоревновательной тревоги у спортсменов, а также результатов наблюдений за их выступлениями был накоплен соответствующий опыт практической работы и разработана ориентировочная программа оперативной диагностики психических состояний. Она предполагает заблаговременное выявление индивидуальной предсоревновательной тревоги, наличия состояния тревоги за 5—7 дней до реального старта, прогноз самооценку «предполагаемого» уровня тревоги на соревнованиях, выяснение предсоревновательных установок и

 

отношения спортсмена к предстоящему соревнованию. После сопоставления предполагаемого и наличного уровня тревоги с индивидуальным оптимумом спортсмена принимается решение относительно необходимости снижения (или повышения) тревоги. Чаще всего возникающая в практике задача снижения чрезмерной тревоги у спортсменов достигается направленными и контролируемыми воздействиями на систему ведущих отношений спортсмена, а именно:

снижением субъективной значимости предстоящей деятельности и постановкой более легких или посторонних задач, снижением требований к результату;

формированием уверенности у спортсмена в том, что он может успешно справиться с задачей (используются убеждение, рациональная организация деятельности, комфортные условия тренировки, варьирование нагрузок) сужением круга людей, на оценки которых по тем или иным причинам ориентирован спортсмен; созданием желаемой социальной микросреды; использованием специальных психотерапевтических процедур и созданием благоприятной психологической атмосферы в команде.

Таким образом, своевременная диагностика и регуляция предсоревновательного состояния спортсмена позволяют создать условия для стабильно успешного выступления в ответственных соревнованиях и для достижения результата, к которому спортсмен реально готов.

Конечно, не следует переоценивать или абсолютизировать положительный опыт оперативной диагностики и регуляции предсоревновательной тревоги у спортсменов с помощью различного рода опросных методик и шкал. Совершенно очевидно, что самооценка спортсмена может и должна дополняться различными аппаратурными методиками и данными контролируемого педагогического наблюдения. Однако, как показал практический опыт работы со спортсменами, ориентация тренера именно на субъективные эмоциональные переживания участника открывает широкие перспективы и особенно продуктивна в психолого-педагогическом плане, когда речь идет о воздействии на сознательную и активную личность.

При таком подходе совершенно иная роль отводится и самому спортсмену. Из объекта воздействия он становится активным соучастником процесса подготовки и воспитания, активно помогающим согласованным совместным действиям спортивного педагога, тренера, психолога. Естественно, что при этом совершенно необходимо активное и сознательное отношение самого спортсмена как к процедуре тестирования, так и к соответствующим рекомендациям.

Добавить комментарий