Требования к спортсменам.

Спортсмен должен: 1) точно знать свой индивидуальный предрабочий и рабочий оптимум; 2) уметь быстро определять, в какой мере его наличное состояние соответствует или не соответствует уровню «полезной» тревоги; 3) уметь самостоятельно изменять свое состояние в нужном направлении (повысить или снизить общее возбуждение организма, свой мышечный тонус, направленность и сосредоточенность своего внимания, содержание представлений и переживаний).

 

Опыт диагностики и регуляции предсоревновательной тревоги у спортсменов при подготовке к ответственным соревнованиям позволил сформулировать ряд вопросов, требующих дальнейшего специального изучения. Достаточно реальной представляется задача повышения качества и эффективности деятельности спортсменов за счет оптимизации их предрабочих и рабочих состояний не только в условиях соревнований, но и на тренировках. Для этого необходимо заранее определить предтренировочные или тренировочные индивидуальные оптимумы полезной тревоги путем ретроспективных опросов или в серии наблюдений, а затем регулировать состояние спортсменов. Оказалось, например, что неудачные тренировки и общая неудовлетворенность собой чаще отмечаются у спортсменов, приступающих к занятиям в состоянии, существенно отличающемся от их индивидуальных «тренировочных оптимумов».

Первоочередной задачей в данной области исследований является разработка комплексных программ диагностики, прогноза и регуляции психических состояний. При регуляции особое внимание следует обратить на применение всего арсенала приемов и способов регуляции в зависимости от особенностей ситуации, личностных характеристик спортсмена и причин его неблагоприятного состояния.

Как и ранее, серьезное внимание следует обращать на процедуры само- и гетерорегуляции предсоревновательных состояний. Следует, однако, заметить, что до недавнего времени основное внимание уделялось попыткам оперативного снятия главным образом физических симптомов чрезмерной тревоги и в меньшей мере учитывались когнитивные и эмоциональные компоненты психического состояния спортсмена (содержание его сознания, мыслей, переживаний, направленность внимания и т. д.). Здесь, безусловно, заложены большие резервы. Необходимо шире использовать процедуры, позволяющие активно управлять вниманием, изменять отношение к ситуации соревновательной борьбы (отношение к себе, своим возможностям и своим соперникам и т. д.).

Можно предположить, что конкретные разработки психологов в этом направлении окажутся особенно продуктивными, если они будут адресованы не только конкретным людям (спортсменам, тренерам, психологам), но и будут рассчитаны методически на возможность самостоятельного использования этих рекомендаций спортсменами с минимальной разъяснительной работой психологов.

С другой стороны, различные мероприятия и учебное воспитательная работа со спортсменами должны, по-видимому, строиться таким образом, чтобы была предусмотрена возможность постепенного перехода от работы (тренировочной, подготовки к участию в соревнованиях) под строгим контролем и наблюдением к самостоятельной подготовке спортсменов.

Одновременно многое должно быть сделано и для психологического просвещения спортсменов относительно причин возникновения и регулирования Тех или иных психических состояний.

Добавить комментарий