Успех и неуспех у команд.

Не исключено, что положение дел обстоит именно так, а может быть, и еще сложнее: успех или неуспех команды влияет на формирование тех или иных отношений, а они, в свою очередь, выступают как самостоятельный фактор, влияющий на производительность в тренировочной и соревновательной деятельности. Основной практический вывод, который предстоит сделать спортивным педагогам в этом направлении, заключается в необходимости учитывать важную роль педагогически целесообразной организации совместной деятельности, а также возможности использования спортивно-результативной стороны спортивной деятельности в воспитательной работе.

 

Второй момент, который намечается в социально-психологических исследованиях, особенно в последнее время! попытка учесть качественные характеристики спортивного коллектива введением такого параметра, как уровень его развития (имеется в виду сформированности системы групповых, ценностей и их близость с коллективистской направленностью членов команды, обусловленность и опосредованность их деятельности: общественно значимыми целями и задачами). При такой постановке вопроса все спортивные команды можно рассматривать с точки зрения степени их развития как коллективов, способствующих наиболее полноценному развитию каждой личности и достижению значимых для команды и общества целей. Психолого-педагогическая ценность введения этого параметра, особенно в связи с особым вниманием, которое уделяется в нашей стране идейно-воспитательной работе со спортсменами и командами, чрезвычайно высока.
На наш взгляд, уместно также выделить один аспект в связи с той значимостью, которая придается в психолого-педагогических и социально-психологических исследованиях воспитательному влиянию спортивного коллектива на личность и статусу личности в коллективе. Дело в том, что при этом основной акцент, как правило, делается на то, какого рода вклад вносит личность в достижение коллектива (действует в интересах команды и для команды). Это важная и, несомненно, заслуживающая внимания проблема спортивного коллектива, так же как и изучение закономерностей воспитания личности в коллективе и через коллектив. Однако, по-видимому, ее не следует абсолютизировать. Вопрос может быть поставлен и несколько иначе: в какой мере коллектив, так или иначе влияя на личность, является социально зрелым и способствует (или не способствует) наиболее полному раскрытию возможностей спортсмена, формированию его личности?
Продуктивная работа в этом направлении потребует специального анализа и систематизации групповых целей и задач спортивных команд различного уровня подготовленности, выделения наиболее значимых .
В заключение отметим еще два перспективных и практически неразработанных направления социально психологических исследований, которые могут внести немалый вклад в практику спорта.
Во-первых, необходимость (социальную и научную) перехода к экспериментальному исследованию особенностей поведения в больших группах (поведение зрителей на стадионах, телезрителей и т. д.). Дело в том, что основное внимание в социально-психологических исследованиях все-таки занимает проблематика, так или иначе связанная с малыми спортивными группами (экипажами, командами). Большие группы как-то выпали из сферы внимания исследователей. Однако ситуация на стадионах существенно изменилась: беспорядки и случаи вандализма в ходе отдельных международных матчей в ряде западных стран заставили общественность поставить вопрос о необходимости проведения специальных мер по обеспечению порядка и безопасности игроков, жителей и т. д. В настоящее время есть все основания для решения двух взаимосвязанных проблем в этом направлении: а) развертывание систематических исследований причин и путей предупреждения массовых беспорядков на стадионах с использованием и систематизацией уже существующих исследований по агрессии. Изучение положительного опыта организации поведения зрителей на стадионах во время матчей, народных гуляний, спартакиад. К сожалению, накопленный в этом направлении положительный опыт еще не обобщен и систематические исследования практически отсутствуют, хотя отдельные попытки вести наблюдения предпринимались, например в Болгарии.
И во-вторых, разработка социально-психологических проблем в области управления физкультурным движением. В связи с возрастанием значимости задач и масштаба мероприятий по организации физкультурного движения в нашей стране чрезвычайно возрастают требования к качественной и психологически обоснованной работе органов управления спортом и физкультурным движением. Назрела необходимость специальных исследований и методических разработок по обучению кадров принципам социально-психологического управления, прогнозированию социально-психологических последствий тех или иных организационных мероприятий, планируемых с целью дальнейшего развития массовой физической культуры. Без учета особенностей отношения различных групп населения к физической культуре деятельность работников, осуществляющих те или иные мероприятия, будет недостаточно эффективна. Можно полагать, что в сфере физической культуры и спорта уже сформировался аппарат управления, которому вполне па силам решение задач, аналогичных управленческому аппарату других отраслей народного хозяйства.
И хотя мы специально не останавливались на проблемах лидерства, все же следует отметить ряд особенностей, характерных для современных работ в этом направлении. Во-первых, общий акцент в настоящее время постепенно сместился к исследованию лидерства и стиля руководства тренера, рассматриваемых как одна из его основных функций. Во-вторых, при исследовании лидерства обычно используют результаты исследований, проведенных в промышленности. Некоторые из них представляются достаточно продуктивными и для условий спортивной деятельности (например, модель лидерства, предложенная Ф. Фидлером). В-третьих, при изучении тренера и его лидерских функций все большее внимание уделяется тщательному анализу поведения и общения тренера со своими воспитанниками, отношений, которые складываются между ними в процессе их совместной деятельности. В-четвертых, намечается отход от теории черт и попыток описания «хорошего» или «успешного» тренера. Все большее значение придается реальному поведению и действиям тренера, адекватным ситуации его деятельности, задачам, которые он решает ( и особенностям и потребностям спортсменов, с которыми он работает. Перспективным представляются эксперименты по формированию педагогически целесообразных отношений у тренера с воспитанниками (Е. Н. Ершова, Ю. Л.Ханин), а также программы обучения тренера большей чувствительности к своим воспитанникам, к ситуации, складывающейся в команде.
В любом случае исследования, развертывающиеся сейчас по проблеме руководства и лидерства тренера, в большей мере, чем ранее, связаны с реальными условиями и спецификой подготовки команд и направлены на прогноз и управление межличностными контактами, а не просто на его описание или констатацию. В психолого-педагогическом плане особого внимания заслуживают попытки обоснования и выделения критериев оптимальности и педагогической целесообразности тех или иных отношений, складывающихся у тренера со спортсменами, и формулировка положения о необходимости специального и целенаправленного педагогического проектирования социально-психологических условий подготовки спортсменов.
Таким образом, из общей картины состояния психологии спорта видно, что в настоящее время открываются широкие перспективы дальнейшего расширения и углубления конкретно-практических разработок и фундаментальных исследований.
Такого рода задача при современном уровне развития психологической науки, сотрудничестве психологов различных стран представляется вполне осуществимой. Недалеко то время, когда психология спорта станет обязательным предметом на факультетах психологии в университетах и как спецкурс будет представлять специальный интерес для психологов и специалистов других отраслей народного хозяйства, где к возможностям человека предъявляются повышенные требования, где ему приходится действовать в условиях эмоционального и соревновательного стресса.

Добавить комментарий