Современные аспекты психологии спорт.

С каждым годом спорт предъявляет все более сложные требования к психическим функциям спортсменов. Теперь для победы в соревнованиях требуется максимальная мобилизация всех психических возможностей спортсмена, так как уровень физической и технической подготовки соперников примерно одинаков.

И не случайно проблема психологической подготовки спортсмена является одной из центральных проблем психологии спорта. Многочисленные исследования в отдельных видах спорта показали, что эта подготовка спортсмена должна проводиться в двух направлениях: общая психологическая подготовка и подготовка к участию в конкретных соревнованиях.

 

Существенным вопросом непосредственной психологической подготовки спортсмена к соревнованию является воспитание у него способности управлять своим эмоциональным состоянием. Спортсмен должен уметь самостоятельно преодолевать возникающие во время соревнования разнообразные астенические эмоции и психологические барьеры.
В спортивной деятельности важнейшими психологическими функциями являются процессы восприятия и ориентировки в окружающей среде, идеомоторные представления о движениях собственного тела, процессы мышления, волевые действия.
Формирование и совершенствование таких важнейших физических качеств, как быстрота, сила, выносливость и ловкость, требуют специального подхода. Проф. П. А. Рудик считает, что специализация в избранном виде спорта невозможна без глубокого проникновения в ее психологические основы.
Успешное решение задач психологической подготовки спортсменов находится в прямой зависимости от эффективности применяемых психологических упражнений и воздействий на всем протяжении тренировочного процесса.
В различные периоды тренировки характер изменений, происходящих в психологической подготовленности спортсменов, различен. Если в подготовительном периоде тренировки наиболее выражены изменения в проявлениях отдельных свойств личности спортсмена, а в соревновательном — в эмоционально-волевой сфере, то на заключительном этапе соревновательного периода обостряются проявления психики спортсмена-бойца. Например, в подготовительном периоде тренировки велосипедистов шоссейников особое внимание уделяется выработке свойств личности, необходимых для совместных действий в достижении единой цели. В соревновательном периоде, когда на первый план выступает борьба за предельно высокий результат, используются резервы эмоционального фонда каждого спортсмена. Здесь широко применяются приемы мобилизации волевых усилий. На заключительном этапе соревновательного периода тренировки усилия спортсмена направлены на расширение всех своих интеллектуальных и психических возможностей для успешного решения тактических, технических и других задач. Этот период характеризуется возбуждением; (и перевозбуждением) нервно-психических состояний, что отрицательно влияет на спортивный результат. Стабилизация психики спортсмена требует широкого применения средств психорегулирующей тренировки, психогигиены, психотерапии. Широкое распространение получила в последние годы аутогенная тренировка т. е. искусственное преодоление отрицательных эмоций.
При подготовке спортсменов высокого класса проблема индивидуализации обучения является одной из главных в повышении эффективности педагогического процесса. Спортсмены, не умеющие быстро приспосабливаться к различным сторонам спортивной деятельности, но обладающие хорошими антропометрическими показателями и функциональными данными, требуют дополнительной психологической подготовки. При этом следует учитывать индивидуальные особенности личности и соответственно им устанавливать оптимальные объемы интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревновательных стартов за сезон.

Добавить комментарий