Уровень тревоги у спортсменов.

Результаты динамических наблюдений за уровнем тревоги у спортсменов на учебно-тренировочных сборах позволили получить нормативные показатели, с помощью которых можно оперативно оценить психическую напряженность режима предсоревновательной подготовки спортсменов, что представляет практический интерес при долгосрочном планировании и психолого-педагогическом контроле за подготовкой спортсменов.

 

Возможность объективизации эмоциональных реакций спортсменов позволяет уже сейчас поставить целый ряд социально-психологических задач и проблем предсоревновательной подготовки команды: изучение и обоснование психологического режима подготовки, управление уровнем эмоциональной напряженности условий учебно-тренировочной работы, исследование срочного и кумулятивного эффекта социально-психологических воздействий и др. Последнее особенно актуально в связи с необходимостью оценки и прогноза отдаленных последствий хронического стресса при подготовке и соревновательных выступлениях спортсмена, для разработки специальных, психологически обоснованных мероприятий по восстановлению нервно-психической свежести спортсменов, профилактике психологических срывов и повышения их спортивного долголетия.

Исследование состояния спортсмена в конкретном коллективе и при общении с определенными людьми позволяет получить не только соответствующие нормативные данные, но и выявить относительную значимость различных контактов и избирательность отношений спортсмена, эмоциональную напряженность, которую он испытывает при взаимодействий с другими людьми. Состояние тревоги спортсмена тем выше, чем не благоприятнее у него складываются отношения с партнерами (р = 0,869, Р<0,01). Поэтому психологический смысл негативных межличностных отношений спортсмена при взаимодействии с партнерами заключается в наличии соответствующей установки и ожидания неблагоприятной оценки извне, являющейся причиной выраженных эмоциональных негативных реакций.

Повышенный уровень тревоги чаще всего встречается у спортсменов с заниженной самооценкой, неблагоприятно воспринимающих отношения к себе со стороны других членов коллектива. Они хуже знают своих товарищей по команде, имеют более низкий социометрический статус, который, как правило, бывает связан с недостаточной успешностью и эффективностью их деятельности.

Примечательно, что и при оценке эффекта, казалось бы, только межличностных отношений в группе спортсмен воспринимает воздействия среды, как правило, в контексте своей включенности в совместную деятельность, ожидая в первую очередь оценки своего вклада в решение общегрупповой задачи со стороны значимых лиц.

Поэтому для продуктивной разработки социально психологических исследований в спорте принципиальное значение имеет положение о деятельностной детерминации микросредовых и межличностных влияний, согласно которому именно совместная предметная деятельность представляет собой основу возникновения и развития социально-психологических явлений и процессов (А. В. Петровский с сотр.). Соблюдение этого важнейшего методологического принципа позволяет не только корректно формулировать задачи социально-психологических исследований и выбирать адекватные им методы, но и учитывать при этом специфику требований собственно спортивной деятельности и предсоревновательной подготовки спортсменов.

Таким образом, активная разработка социально-психологической проблематики в рамках двух намеченных направлений — комплексной характеристики микросредовых и межличностных влияний в спорте и оценке их психологического эффекта — позволит успешно решать целый ряд психолого-педагогических проблем личности и коллектива, связанных не только с достижением спортсменами высоких результатов, но и с воспитанием у них социально значимых нравственных качеств.

Понятно, что социально-психологическая проблематика в спорте не исчерпывается только этими направлениями. Поэтому коснемся хотя бы очень кратко еще ряда актуальных и важных в практическом отношении вопросов. Это прежде всего уже традиционные вопросы о сплоченности команды и эффективности (результативности, продуктивности) групповой совместной деятельности. Обычно наличие корреляции между двумя этими важными параметрами интерпретировалось как подтверждение достаточно привлекательной идеи о положительном влиянии сформированных межличностных отношений в команде на ее результативность. В последнее время в связи с более тщательным анализом ранее полученных результатов, и в частности благодаря многократным замерам сплоченности и результативности, было установлено, что в ряде случаев не столько отношения влияют на результативность выступления команды, сколько успешное или не успешное выступление спортсменов способствует формированию тех или иных межличностных отношений.

Добавить комментарий