Результаты динамических наблюдений за уровнем тревоги у спортсменов на учебно-тренировочных сборах позволили получить нормативные показатели, с помощью которых можно оперативно оценить психическую напряженность режима предсоревновательной подготовки спортсменов, что представляет практический интерес при долгосрочном планировании и психолого-педагогическом контроле за подготовкой спортсменов.
Возможность объективизации эмоциональных реакций спортсменов позволяет уже сейчас поставить целый ряд социально-психологических задач и проблем предсоревновательной подготовки команды: изучение и обоснование психологического режима подготовки, управление уровнем эмоциональной напряженности условий учебно-тренировочной работы, исследование срочного и кумулятивного эффекта социально-психологических воздействий и др. Последнее особенно актуально в связи с необходимостью оценки и прогноза отдаленных последствий хронического стресса при подготовке и соревновательных выступлениях спортсмена, для разработки специальных, психологически обоснованных мероприятий по восстановлению нервно-психической свежести спортсменов, профилактике психологических срывов и повышения их спортивного долголетия.
Исследование состояния спортсмена в конкретном коллективе и при общении с определенными людьми позволяет получить не только соответствующие нормативные данные, но и выявить относительную значимость различных контактов и избирательность отношений спортсмена, эмоциональную напряженность, которую он испытывает при взаимодействий с другими людьми. Состояние тревоги спортсмена тем выше, чем не благоприятнее у него складываются отношения с партнерами (р = 0,869, Р<0,01). Поэтому психологический смысл негативных межличностных отношений спортсмена при взаимодействии с партнерами заключается в наличии соответствующей установки и ожидания неблагоприятной оценки извне, являющейся причиной выраженных эмоциональных негативных реакций.
Повышенный уровень тревоги чаще всего встречается у спортсменов с заниженной самооценкой, неблагоприятно воспринимающих отношения к себе со стороны других членов коллектива. Они хуже знают своих товарищей по команде, имеют более низкий социометрический статус, который, как правило, бывает связан с недостаточной успешностью и эффективностью их деятельности.
Примечательно, что и при оценке эффекта, казалось бы, только межличностных отношений в группе спортсмен воспринимает воздействия среды, как правило, в контексте своей включенности в совместную деятельность, ожидая в первую очередь оценки своего вклада в решение общегрупповой задачи со стороны значимых лиц.
Поэтому для продуктивной разработки социально психологических исследований в спорте принципиальное значение имеет положение о деятельностной детерминации микросредовых и межличностных влияний, согласно которому именно совместная предметная деятельность представляет собой основу возникновения и развития социально-психологических явлений и процессов (А. В. Петровский с сотр.). Соблюдение этого важнейшего методологического принципа позволяет не только корректно формулировать задачи социально-психологических исследований и выбирать адекватные им методы, но и учитывать при этом специфику требований собственно спортивной деятельности и предсоревновательной подготовки спортсменов.
Таким образом, активная разработка социально-психологической проблематики в рамках двух намеченных направлений — комплексной характеристики микросредовых и межличностных влияний в спорте и оценке их психологического эффекта — позволит успешно решать целый ряд психолого-педагогических проблем личности и коллектива, связанных не только с достижением спортсменами высоких результатов, но и с воспитанием у них социально значимых нравственных качеств.
Понятно, что социально-психологическая проблематика в спорте не исчерпывается только этими направлениями. Поэтому коснемся хотя бы очень кратко еще ряда актуальных и важных в практическом отношении вопросов. Это прежде всего уже традиционные вопросы о сплоченности команды и эффективности (результативности, продуктивности) групповой совместной деятельности. Обычно наличие корреляции между двумя этими важными параметрами интерпретировалось как подтверждение достаточно привлекательной идеи о положительном влиянии сформированных межличностных отношений в команде на ее результативность. В последнее время в связи с более тщательным анализом ранее полученных результатов, и в частности благодаря многократным замерам сплоченности и результативности, было установлено, что в ряде случаев не столько отношения влияют на результативность выступления команды, сколько успешное или не успешное выступление спортсменов способствует формированию тех или иных межличностных отношений.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.