Уровень тревоги эмоционального состояния у спортсменов.

Поясним сказанное конкретным примером. Допустим, что перед нами стоит задача предсказать уровень тревоги (эмоционального состояния) у спортсмена в конкретном соревновании по выраженности его личностной тревожности (относительно устойчивой диспозиции, склонности эмоционально реагировать на угрозу извне). При такой постановке вопроса задача почти невыполнима, так как личностная тревожность как «генерализованная», неспецифическая черта дает представление о склонности испытывать тот или иной уровень тревоги (состояния) безотносительно к какому-то виду деятельности. Это значит, что высоко тревожный человек необязательно будет испытывать тревогу во всех видах деятельности. Именно поэтому дополнительно к общей тревожности диагностируют и специфическую, например пред соревновательную или коммуникативную тревожность.
Однако знания степени выраженности специфической личностной тревожности (характерной для строго определенного класса ситуаций) также недостаточно для суждения о том, насколько интенсивной будет у спортсмена реакция тревоги в конкретных соревнованиях. Естественно, что спортсмен с высокой личностной соревновательной тревожностью чаще будет испытывать накануне важных стартов состояние повышенной тревоги. Но это не означает, что этот уровень тревоги он будет испытывать на каждом соревновании. Для более точного прогноза, следовательно, необходимо знать особенности восприятия спортсменом условий и конкретной пред соревновательной ситуации.
Таким образом, можно считать установленным положение о характере детерминации поведения и состояния спортсмена и продуктивности и предпочтительности учета взаимодействия личностных и средовых (ситуативных) факторов в объяснении и прогнозировании деятельности спортсмена.
Эти положения, сформулированные в психологии индивидуальных различий, в настоящее время активно разрабатываются и в психологии спорта. Отдельные аспекты этого подхода можно проследить в работах Дж. Кэйна, Р. Мартенса, В. Э. Мильмана и др. Речь, таким образом! идет об отказе искать линейные зависимости между недифференцированными качествами и поведением спортсмена и о попытках учесть особенности ситуации деятельности.
Включение ситуативных факторов возможно на двух уровнях: а) при оценке личностного качества «специфического», например, для спортивной деятельности и диагностируемого как склонность реагировать или вести себя определенным образом в условиях тренировочной или соревновательной деятельности; б) при выявлении субъективного восприятия спортсменом особенностей конкретной пред соревновательной ситуации.
Первый уровень при исследовании состояния тревоги у спортсменов может быть определен, например, с помощью шкалы соревновательной личностной тревожности, разработанной Р. Мартенсом (1975), а второй с помощью шкалы ОПС («отношение к предстоящему соревнованию» — Ю. Л. Ханин, 1977).
Р. Мартенс, анализируя причины кризиса американской персонологии спорта (1975), приходит к выводу о бесперспективности традиционных корреляционных исследований в спорте, в которых речь идет лишь об общих «генерализованных» чертах личности, не привязанных к конкретным условиям спортивной деятельности. Это относится не только к тревожности.
Принципиальное значение для продуктивного исследования различных личностных качеств и черт имеет четкое концептуальное различение относительно устойчивых личностных черт (склонность воспринимать и реагировать определенным образом) и ситуативных проявлений этих черт, свойств (в форме состояния, поведения или действия). В первом случае мы имеем дело с частотной, вероятностной характеристикой индивида, во втором идет о выраженности, интенсивности специфической реакции, поведения. До недавнего времени смешение этих двух важных понятий приводило к серьезным методическим и методологическим просчетам. Так, нередко для диагностики динамики пред соревновательных состояний применялись методики, предназначенные для оценки устойчивых личностных диспозиций (например, шкала Дж. Тейлор, опросчик Г. Айзенка). Правда, подобные казусы отмечаются все реже, и спортивные психологи убеждаются в продуктивности размежевания этих важных понятий в психологии личности.
Другая перспективная линия психологических исследований личности спортсменов касается проблемы ситуативное™ и генерализованное качеств и черт (явлений переноса, или интерференции). В настоящее время исследование личностных особенностей ограничивается главным образом описанием того, как влияет спорт на формирование личности и как те или иные личностные качества способствуют достижению высокого результата. Такой подход вытекает из подразумеваемого в неявном виде представления о спорте как о социально значимой человеческой деятельности. Однако если исходить из того, что человеческая деятельность в широком смысле представляет собой совокупность различных видов деятельности, то тогда представляет интерес изучение специфики взаимосвязи между личностными проявлениями в различных видах человеческой деятельности. Речь идет о том, чтобы выяснить, в какой мере личностные характеристики, приобретенные в каком-то виде спорта, проявляются и в других видах общественно полезной деятельности.
Первые попытки разработки этого вопроса были предприняты в исследованиях И. П. Волкова и Ю. Т. Тимофеева (1977, 1978). Оказалось, например, что занятия спортом положительно сказываются на стиле общения человека в сфере промышленного производства. Таким образом, некоторые характеристики личности, сформированные в спорте, успешно переносятся и на другой вид значимой деятельности, способствуя более быстрой и успешной адаптации бывших спортсменов к условиям новой социально-психологической микросреды.
В то же время есть факты и нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднить работу человека и его контакты с окружающими.
Исследования в этом направлении имеют важное теоретическое и практическое значение. Практический смысл такого рода исследований заключается в том, что: 1) можно более обоснованно и целенаправленно использовать положительное влияние на личность различных видов спорта для подготовки к определенным профессиям; 2) проводить заблаговременную профилактическую работу по реабилитации спортсменов, если есть вероятность формирования нежелательных свойств личности и ценностных установок.
И, наконец, для успешной разработки проблем психологии личности в спорте желательно исследование не только спортсменов, как это наблюдается в настоящее время, но и всех людей, в той или иной мере связанных с подготовкой и воспитанием спортсменов: систематическое тестирование самих тренеров, зрителей и родителей. Последняя категория имеет важное значение в детском и юношеском спорте, особенно в популярных и «престижных» видах: плавании, фигурном катании, гимнастике и т. д. Получение полной картины личностных особенностей всех этих категорий позволит ответить и на ряд важных исследовательских вопросов (о связи личностных особенностей детей и родителей, о предпочтительности тех или иных личностных особенностей для тренеров и спортсменов и условиях их совместной работы, о сходстве или различии личностных особенностей спортсменов и тренеров, о наличии личностных особенностей у зрителей в связи с интересом к тому или иному виду спорта и т. д.).

Добавить комментарий