Личности Спортсменов

На основании подобного рода сопоставлений оказалось возможным, с одной стороны, дать описание ведущих личностных характеристик спортсменов, а с другой— ответить на вопрос о желательном или нежелательном влиянии систематических занятий спортом на различные категории занимающихся. В частности, в последнее время экспериментально установлены факты задержки развития некоторых сфер в структуре психических качеств у представителей различных видов спорта (Т. Т. Джамгаров, 1974, 1978). Результаты этих исследований позволяют более обоснованно определять и разрабатывать средства для корригирования одностороннего и даже негативного влияния тренировки в некоторых видах спорта.

 

Не менее важное значение для практики подготовки спортсменов имеет и установление обратной зависимости: выявление личностных качеств и черт (А. Д. Ганюшкин, Е. А. Калинин, Ю. Я. Киселев и др.), способствующих достижению устойчиво высоких спортивных результатов. Работы этого направления исследований составляют психологические основы оптимизации деятельности спортсменов в двух планах: а) для разработки обоснованных личностных критериев диагностики и прогноза спортивных достижений (В. В. Давыдов, 1975, 1978), надежности выступлений (устойчивости в условиях стресса) и готовности к конкретному соревнованию (А. Ц. Пуни); б) для психологической индивидуализации работы со спортсменами (специальной организации их подготовки, воспитания и обучения), а также условий самой соревновательной деятельности с целью максимального использования компенсаторных и адаптационных возможностей занимающихся, несмотря на отдельные проблемы в развитии тех или иных качеств и свойств.
Экспериментальные исследования в этом направлении и опыт научно-практической работы в командах убеждают, что простого описания отдельных качеств или черт спортсмена или даже построения его «личностного профиля» уже недостаточно. Прежде всего потому, что потребностями практики ставятся задачи не столько описательные, которые, правда, важны на первом этапе исследования личности спортсмена, сколько ориентированные на управление, воздействие. Последнее невозможно без аргументированного объяснения изучаемого поведения или эмоциональных проявлений спортсмена, четкого представления об их обусловленности. Именно четко сформулированные теоретические положения позволяют с достаточной надежностью предсказывать поведение личности и управлять ею.
Для психологических исследований личности в спорте, которые проводят советские и зарубежные психологи, особенно в последнее время, характерно стремление к активному освоению существующих современных представлений о личности. Одновременно намечается отход от грубого эмпиризма, тенденции идти при планировании исследования от конкретной методики.
Во всяком случае, уже сейчас есть основания и экспериментальные данные для того, чтобы попытаться ответить на два принципиальных вопроса, без решения которых будут затруднены дальнейшие продуктивные исследования психологических проблем личности в спорте.

  1. Какова связь между определенным поведением или реагированием человека и наличием у него соответствующей личностной черты, качества?
  2. Какую роль при этом играет специфика условий, в которых находится человек, ситуация, в которой он действует? Иными словами, можно ли только на основании оценки какой-то черты личности предсказать поведение человека? Или для этого необходимо учитывать еще и ряд ситуативных факторов?

Достаточно обратиться к результатам экспериментальных исследований, чтобы прийти к выводу, что по выраженности какой-либо личностной черты (например, тревожности, агрессивности, коммуникативности, внушаемости) нельзя достаточно точно предсказать то или иное состояние или поведение человека в определенной ситуации.

Добавить комментарий