Объекты и методы исследования в психологии спорта

Для современной спортивной психологии, особенно в связи с возрастанием роли социальной функции спорта, характерно известное увлечение исследованиями с участием спортсменов высокого класса, повышенный интерес к спорту высших достижений. Это легко объясняется целым рядом обстоятельств.
Во-первых, широкое развертывание психологических исследований, главным образом прикладного характера, стимулируется конкретными запросами практики. Речь идет о психологическом обеспечении надежной и результативной деятельности спортсменов международного класса.

 

Понятно, что для этого необходимы систематические исследования специфических психологических условий, в которых осуществляется учебно-тренировочная и соревновательная деятельность сильнейших спортсменов.
Во-вторых, именно в спорте высших достижений, в условиях высокого, а нередко и предельного психического напряжения и стресса со всей полнотой проявляются и раскрываются возможности человека. Для психолога это уникальная возможность ответить на вопрос: каким образом достигается такая высокая эффективность деятельности, рекордный результат? Кроме того, психология спорта высших достижений, конечно, не ограничивается решением узкоспециальных, «локальных» задач выявления условий и предпосылок, обеспечивающих высокоэффективную и надежную спортивную деятельность. Закономерности и факты, установленные на модели спорта с участием высококвалифицированных спортсменов, могут после соответствующей экспериментальной проверки найти применение и в других видах значимой деятельности, где участникам приходится действовать в напряженных, а нередко и экстремальных условиях (космонавты, полярники, геологи, строители-высотники, пожарники, водолазы и др.).
В-третьих, в связи со значительным омоложением спорта высших достижений и включением в систематические занятия значительной массы детей и подростков спортивных педагогов, тренеров и родителей все больше волнует возможность неблагоприятного (и неконтролируемого!) влияния чрезмерно интенсивных нагрузок и ранней специализации на полноценное созревание и становление организма и личности юного спортсмена.
Таким образом, при всей продуктивности и целесообразности проведения систематических подобных психологических исследований важно отдавать себе отчет в том, что психология физического воспитания и спорта не сводится к исследованию только высококвалифицированных спортсменов. Поэтому неравномерность в выборе объекта исследований может привести к однобокости и неравномерному развитию психологии спорта как науки. При чрезмерном акценте на исследовании только сильнейших спортсменов в поле зрения психологов могут не попасть такие важные вопросы, как механизмы адаптации к психологическим и социально-психологическим условиям спортивной деятельности, особенно личностного созревания на протяжении всей спортивной карьеры, возрастно-половые аспекты формирования мотивационной и эмоционально-волевой сфер спортсмена, его толерантности к стрессу и т. д.

Добавить комментарий