Специфика спортивной деятельности

Специфика спортивной деятельности, спортивной среды, спортивного образа жизни определяет и некоторые особенности направленности личности и формы ее проявления.

 

Одним из условий проявления активности личности являются двигательные потребности. Двигательные потребности, превратившиеся в привычку, активизируют все другие потребности личности. Отмечено, что у людей современного общества появляются противоречия между требованиями к активности личности и практическим проявлением одной из ее сторон — двигательной активности. Одна из причин этого — недостаточно осознанная социальная и личная значимость физического совершенствования, недостаток знаний, умений и навыков двигательной деятельности. К понятию жизненной необходимости двигательной деятельности люди приходят руководствуясь различными побуждениями.
Физическое воспитание в школе направлено на формирование двигательной активности учащихся. Тем самым решается одна из основных задач физического воспитания в современной школе — подготовка молодежи к самостоятельной трудовой деятельности.
Само воспитание, как указывал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский,— это направленное формирование системы потребностей молодого поколения. Снижение двигательной активности школьников в быту требует скорейшего развития всех форм физического воспитания.
В связи с этим Министерство просвещения СССР и Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР издали приказ «О дополнительных мерах по развитию массовой физической культуры и спорта среди школьников» (от 19 января 1979 г.), в котором ставится задача привлечения всех школьников к систематическим физкультурным занятиям во внеурочное время. Состояние здоровья, физическое развитие детей, подростков и юношей — общественная проблема, связанная со всеми областями жизни советского общества. Поэтому физическая культура и спорт становятся важнейшими факторами социалистического образа жизни.
Воспитательная функция спорта во всех его разновидностях представлена именно в физическом воспитании, где осуществляется педагогическое руководство физическим и психическим развитием человека. Эта функция осуществляется совместно с идейным, политическим, умственным, нравственным, трудовым, патриотическим и эстетическим воспитанием. При этом воспитательная роль спорта не ограничивается лишь самими спортсменами, а связана с воспитанием массы зрителей, а также тренеров и судей. Следовательно, занятия спортом формируют у значительного числа людей качества поведения, отвечающие требованиям коммунистической морали. В этом — одна из существенных сторон воспитательной роли советского спорта.
Для воспитания познавательной активности на уроках физической культуры существенное значение имеет повышение уровня знаний о физической культуре, выработка у школьников сознательного отношения к формированию двигательных действий, повышение интереса к занятиям, организация познавательной деятельности учащихся путем предоставления им большей самостоятельности, творческой инициативы при разумном усложнении познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и навыков в изменяющихся условиях обучения. Действенным средством воспитания познавательной активности являются задания для самостоятельной работы. Необходимо включать в активный учебный процесс и детей, освобожденных от практических занятий. Они должны наблюдать за выполнением упражнений другими учениками и фиксировать свои наблюдения — это позволяет уточнить дозировку физической нагрузки, определить и устранить типичные ошибки в движениях.

Добавить комментарий