Центральная роль в воспитательном процессе

Центральная роль в воспитательном процессе принадлежит тренеру. Тренер должен обладать качествами, которые свойственны творческой личности: умением отказаться от привычных, стандартных методов решения проблемы; способностью оценивать явление сразу с нескольких точек зрения; творческим воображением; способностью быстро сосредоточивать и переключать внимание; хорошей памятью и развитием отвлеченного мышления. На воспитательную работу тренера оказывает заметное влияние опыт его педагогической деятельности.

 

Тренер обязан тщательно учитывать интересы и стремления своих учеников, выходящие за рамки чисто спортивной деятельности, развивать у них способность общения, умения работать с людьми. Особенно возрастает ответственность тренера за воспитание в условиях большого спорта, где сравнительно быстро происходит смена поколений, зачастую бремя ответственности и славы приходится на плечи молодых спортсменов, иногда еще не обладающих идейно-воспитательной закалкой.
Исследования особенностей деятельности тренера свидетельствуют о том, что уровень развития морально-политических и деловых качеств у ведущих тренеров страны оказывает определяющее влияние на эффективность их деятельности. Это позволяет рассматривать данные качества как наиболее существенные элементы модели тренера сборной команды.
Процесс двигательной активности связан с воспитанием личности, основой успеха здесь является объединение образовательного и воспитательного воздействия, поэтому существенно, чтобы учитель или тренер умел’ анализировать фактические требования конкретной психической деятельности индивида и коллектива и умел соединить стимулы, необходимые для успешного процесса обучения и развития личности. Физическое воспитание имеет и более широкое значение — как фактор социалистического развития личности.
Физическая культура была и остается одним из важнейших средств формирования личностных качеств строителей нового общества, формирования целостной жизнедеятельной личности. Вот почему физическая культура и спорт занимают столь важное место в социологической структуре социалистического общества. Они тесно связаны с общим социальным прогрессом в нашей стране. Это вынуждены признавать и зарубежные авторы, когда пишут, что «в России создана такая система физического воспитания, которая охватывает почти каждого гражданина, и в первую очередь молодежь». В период перехода от социализма к коммунизму социальное значение физической культуры и спорта неизмеримо возрастает.
Рычагами управления многих социальных явлений выступают прогнозирование и планирование как черта социалистического образа жизни, ибо в них сближаются интересы личности и общества, появляется возможность создания реальных условий всестороннего, в том числе и физического, развития. В физической культуре и спорте можно выделить две стороны деятельности:

  1. Деятельность, направленную на передачу знаний и навыков, моральных норм, принципов формирования личности и совершенствования ее, прежде всего физического. Данная деятельность регулируется непосредственно обществом.
  2. Деятельность по восприятию, усвоению, совершенствованию двигательных навыков, самовоспитанию, которая регулируется самой личностью, но осуществляется под решающим воздействием общественных потребностей и условий.

Физическая культура и спорт могут рассматриваться и как достигнутый личностью, коллективом, обществом уровень определенных знаний, умений для активного использования в деятельности по преобразованию природы и общества, уровень соответствующих достижений и материальной базы. Социализм позволяет решать задачу оптимизации всех видов деятельности в интересах трудящихся.
В настоящее время разрабатывается долгосрочный прогноз развития физической культуры и спорта в нашей стране. Методологическую основу планирования составляет познание и использование специфических законов развития и функционирования физической культуры. Прогнозы, в которых раскрываются перспективы физической культуры и спорта, будущие условия и пути их развития, а также определяются предполагаемые результаты, создают научную основу для разрабатываемых планов.

Добавить комментарий