Подготовка спортсменов.

В связи с увеличивающейся сложностью процесса управления подготовкой спортсменов возникает необходимость рациональной организации и планирования психологического обеспечения.
В настоящее время многие психологи спорта считают, что одним из главных разделов психологического обеспечения являются психологическая подготовка спортсмена и тесно связанная с ней система психодиагностических обследований. При изучении индивидуальных и групповых особенностей спортсменов диагностика психических процессов и психических состояний имеет определенную специфику и должна проводиться в планируемые сроки на всех этапах подготовки спортсмена. Многочисленные исследования позволяют утверждать, что спортсмены, наиболее активно интересующиеся данными психодиагностики, обнаруживают наибольшие успехи в умении регулировать свое состояние перед выступлениями.
Некоторые авторы  предлагают систему взаимосвязанных, организованных научно-методических мероприятий и педагогических средств воздействия, направленных на достижение спортсменом высокого уровня психологической подготовленности. В результате этих исследований установлена зависимость уровня тревожности спортсмена от свойств личности. Состояние тревожности рассматривается при этом как психическое состояние спортсмена, находящегося в неблагоприятном предстартовом состоянии, которое может отрицательно сказаться на результатах соревнования. В зависимости от степени общей психологической подготовленности спортсмена соревнования разного уровня могут вызвать у него различную степень напряженности.
Психомоторика выделяет такие процессы, как сенсомоторные реакции, сенсомоторная координация, различные виды реакций и т. д. К психомоторике относятся также идеомоторные действия, вызванные мысленными представлениями. В спортивной деятельности исследуется, как правило, скорость реакции, время реакции, латентный период реакции. Обычно для выявления начальных параметров психологической характеристики спортсмена у него проверяется скорость простой и сложной реакции с особенностями вариативности. В спортивных играх, например, серия реакций на движущийся объект определяется числом точных реакций и запаздываний, а также преждевременных реакций.
Среди видов психологической подготовки спортсменов приобретает все большую популярность идеомоторная подготовка. Работы ряда указывают на высокую эффективность этого метода, нашедшего практическое применение во многих видах спорта. Идеомоторные акты — это непроизвольные движения, автоматически возникающие вслед за представлением о них. В широком понимании идеомоторика как проблема связи представляемого образа и выполняемого движения имеет большое значение в учебно-тренировочном процессе при освоении, закреплении, воспроизведении техники спортивных упражнений, а также в период непосредственной подготовки к выступлению.
Проблема идеомоторики занимает значительное место в педагогических, психологических исследованиях спортивной, а также других видов деятельности человека. Установлено, что под действием двигательных представлений происходит изменение функционального состояния многих систем организма. Многолетние экспериментальные исследования А. А. Белкина с использованием психологических, физиологических и педагогических методик выявили высокую эффективность идеомоторной подготовки в процессе тренировок и соревнований спортсменов разной квалификации.
Разработанный и прошедший экспериментальную проверку комплекс приемов идеомоторной подготовки показал положительное влияние на процесс формирования и совершенствования точных восприятий пространственных, временных и силовых параметров сложных движений и действий. Опыт работы свидетельствует о том, что идеомоторная подготовка способствует активизации сознательной деятельности спортсменов в процессе освоения техники упражнений, повышает эффективность тренировок, позволяет увеличить общую плотность занятий с 66 до 79%. Известно, что проведение идеомоторной настройки непосредственно перед выступлением в соревновании значительно повышает спортивные достижения. При этом результативность спортивного действия находится в зависимости от содержания мышечно-двигательных представлений и от варианта их идеомоторного воспроизведения.

Добавить комментарий