Социально-психологические проблемы в спорте

Важное место среди психологических исследований в спорте продолжают занимать социально-психологические проблемы. Это ставшие уже традиционными проблемы лидерства, сплоченности, межличностного общения, эффективности групповой совместной деятельности. Однако речь идет не о простом дублировании существующих в социальной психологии исследований, хотя вначале именно они дали толчок систематическому изучению проблем малых групп в спорте. Для работ последнего времени характерны попытки в большей мере, чем ранее, ориентироваться на потребности практики подготовки спортсменов, учитывать конкретные условия и задачи их обучения и воспитания. Об этом, в частности, свидетельствуют факты включения в программу научно-практического обеспечения команд методов и результатов социально-психологических исследований.

 

Что же характерно для социально-психологических исследований в спорте?

Во-первых, освоена и существенно расширена социально-психологическая диагностика в спортивных командах —с помощью опросных методик, наблюдения получают экспресс-информацию: а) о существующих внутри коллективных отношениях и общении спортсменов в ходе спортивной деятельности и вне ее; б) о наличии или отсутствии инструментальных и эмоциональных лидеров, конфликтных пар; в) об уровне сплоченности в командах; г) об отношениях, складывающихся между спортсменами и их тренерами.

Во-вторых, в сферу социально-психологических исследований кроме командных и игровых видов спорта, традиционно считавшихся главным объектом внимания социальных психологов (баскетбол, гребля, волейбол, футбол), включаются и «индивидуальные» виды спорта: гимнастика, акробатика, плавание, бокс, борьба. При этом предпринимаются попытки охватить не только соревновательную, но и учебно-тренировочную деятельность.

Особое внимание при этом психологи стали обращать на поведение, общение и деятельность тренера (ролевые функции тренера, умение построить педагогически целесообразные отношения с воспитанниками, проблемы секундирования во время соревнований и т. д.).

В-третьих, все чаще исследователи стремятся не просто констатировать, описывать социально-психологические явления и процессы, а подобрать наиболее адекватные режимы воздействий, эффективно управлять командой.

В-четвертых, появилась совершенно новая проблематика исследований: социально-психологические аспекты психического стресса в спорте, социально-психологические процессы в спортивном соревновании.

Кроме того, большее, чем раньше, внимание уделяется социально-психологическим проблемам личности в спортивном коллективе. Безусловно, положительным представляется и то обстоятельство, что в исследованиях последнего времени все чаще внимание обращается не на отдельные компоненты структуры команды, диагностику отношений, определение статусное ролевых отношений, а на попытку оценить всю совокупность социально психологических условий, в которых протекает подготовка, обучение и воспитание спортсменов. Получение общей картины внутригрупповых влияний открывает широкие перспективы для нацеленных преобразований и воздействий в команде.

Строго говоря, интерес к социально-психологической тематике в спорте сформировался благодаря осознанию важности учета эффекта различных социально-психологических стрессоров, объектом которых становится спортсмен, особенно в большом спорте. Поэтому одновременно с попытками более обобщенно измерить специфические средовые и межличностные влияния ставится задача точной и оперативной оценки социально-психологических последствий стресса. Особенно перспективной здесь можно считать оценку уровня ситуативной тревоги, испытываемой спортсменами под влиянием острых и особенно хронических стрессоров. До недавнего времени основное внимание уделялось в экспериментальных исследованиях и практической работе острым однократным, реже двукратным воздействиям. В результате исследуемые процессы и явления вырывались из общего явления, как это нередко наблюдается в лабораторных условиях.

 

Добавить комментарий