О психологии спорта.

 

В прикладном плане комплексная характеристика микроклимата в команде имеет особо важное значение, поскольку в этом случае не только учитываются основные факторы внутригрупповых влияний и отношений, но и их относительная значимость для конкретного коллектива в конкретных условиях его тренировочной или соревновательной деятельности. Это принципиально существенно, так как, изучая, например, только межличностные отношения спортсменов между собой или с тренерами, можно упустить наиболее существенные моменты в управлении командой.

Дальнейшая работа в этом направлении может идти по пути совершенствования и разработки более универсальной шкалы социально-психологического климата спортивного коллектива и уточнения эмпирически выделенных параметров с использованием, например, уже имеющегося опыта разработки шкал социально-психологического климата в школьных, студенческих, производственных, семейных, лечебных и военных группах  и карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы школьников.

Можно полагать, что корректная разработка теоретически обоснованной шкалы «Социально-психологический климат спортивного коллектива» позволит количественно и качественно характеризовать социально-психологические условия подготовки спортсменов к соревнованиям и среду, в которой они выступают, выявлять различия в командах, существенные для адаптации новых членов и обусловливающие дополнительную эмоциональную напряженность отдельных спортсменов.

Можно отметить еще одно перспективное направление в психологии спорта — использование результатов тестирования. Речь идет о том, что в настоящее время большинство методов, применяемых в психологии спорта, позволяют главным образом получить ту или иную информацию для составления психологических характеристик или принятия обоснованного решения. Однако можно предположить, что различного рода опросные, аппаратурные методы и даже методы наблюдения могут быть использованы для целенаправленных воздействий на спортсменов или тренеров. Так, хорошо известно, что некоторые специально составленные методики могут иметь выраженный внушающий эффект. В зависимости от формы построения вопросов и характера предлагаемых ответов (например, всех положительных) можно не столько получать информацию о состоянии спортсмена или его установках на предстоящую деятельность, сколько формировать это состояние или установки в нужном (желаемом) направлении. В ряде случаев заполнение специально составленных опросников приводило к эффекту эмоциональной разрядки (Г. Ольшанска, 1974) или настройки на предстоящую деятельность (Ю. Л. Ханин).

Аналогичный положительный психотерапевтический эффект может иметь и умелое использование психомоторных проб и их специальная интерпретация непосредственно перед выступлением спортсмена (В. С. Келлер). Следует сказать, что эта область представляет собой еще практически неразработанное направление исследований, но тот факт, что простое психологическое тестирование кроме сбора информации нередко приводит к незапланированному эффекту, также хорошо известен из наблюдений спортивных психологов, ведущих систематическую практическую работу в командах. Известно, например, что один спортсмен нередко избегает тестирования в день соревнований, а другой, наоборот, стремится дополнительно убедиться в своей готовности.

В этом случае внушающее психотерапевтическое воздействие от процедуры тестирования либо от определенной методики имеет более важное значение, чем получение информации о состоянии спортсмена. В любом случае идея «благополучного» тестирования и его влияния на мотивацию и состояние спортсмена заслуживает специальных исследований.

И, наконец, последнее обстоятельство, имеющее отношение к проблемам стандартизации и массового обследования спортсменов. До недавнего времени исследования квалифицированных спортсменов ограничивались, как правило, сопоставлением со случайными выборками студентов не спортсменов, деятельность которых несопоставима по значимости и уровню подготовленности. Видимо, для практики спорта важно иметь соответствующие нормы и стандарты для сравнения представителей профессий, действующих в условиях физической опасности, риска, эмоциональной напряженности.

Таким образом, мы видим, что кроме общих проблем стандартизации, унификации методик, значимость и актуальность которых неоднократно обсуждались на ряде симпозиумов и конференциях, есть ряд важных теоретических и практических вопросов, разработка которых, по всей вероятности, позволит значительно улучшить качество и эффективность работы со спортсменами и командами.

Добавить комментарий