Деятельность спортсменов

В спорте участники объединены многими связями их совместной деятельности, групповыми целями и установками, совместными условиями жизнедеятельности. Поэтому исследования последствии именно длительных хронических стрессоров могут быть особенно важными: для получения целостной картины того, каким образом приобретается тот или иной эмоциональный опыт спортсменов и как этот эмоциональный опыт влияет на формирование личности, его спортивное совершенствование и достижение высоких результатов.

Рассмотрим несколько подробнее наиболее важные из некоторых социально-психологических проблем в спорте. Остановимся вначале на двух наиболее актуальных и перспективных направлениях исследований, которые могут иметь принципиальное значение как для разработки проблем социальной психологии в спорте, так в для обеспечения процесса подготовки и выступления спортсменов в состязаниях различного ранга.

Это прежде всего проблема взаимодействия личности и среды. Исходя из сформулированного в марксистской социальной психологии положения о деятельностной детерминации социально-психологических явлений и о необходимости рассматривать различные проявления активности личности, ее отношений, сознания и деятельности во взаимосвязи с ее ближайшим окружением и реальной микросредой, можно полагать, что спортсмен является не только объектом различных социально-психологических воздействий и влияний, но и выступает активным субъектом внутри коллективных связей и отношений, опосредованных его деятельностью.

При такой постановке вопроса задача любого социально-психологического и особенно прикладного исследования в спорте заключается, во-первых, в комплексной характеристике микросредовых и межличностных воздействий, объектом которых становится спортсмен, как непосредственный участник деятельности, и, во-вторых, в оценке срочного и кумулятивного (психологического) эффекта этих влияний. Это два взаимосвязанных аспекта психолого-педагогической проблемы личности и коллектива применительно к специфическим условиям спортивной деятельности.

При характеристике микросредовых влияний в спорте речь идет, по существу, о социально-психологических условиях подготовки и выступления спортсмена в соревнованиях. Здесь имеется в виду необходимость специального выделения межличностных, внутригрупповых и межгрупповых факторов из всей совокупности факторов окружающей среды (наряду с климатогеографическими, эргометрическими и другими характеристиками).

Поскольку субъектом различных форм социально психологических воздействий являются люди, с которыми контактирует спортсмен, при попытке обобщенной характеристики микросредовых влияний необходимо составлять хотя бы примерный перечень источников подобного рода влияний. В экспериментальных и прикладных исследованиях часто на описательном уровне подчеркивалось значение контактов спортсмена со своим тренером, непосредственными партнерами и товарищами по команде. Практически совершенно не изучено влияние контактов со спортсменами других команд и коллективов, чужими тренерами, людьми, обеспечивающими подготовку спортсмена (врач, массажист, обслуживающий персонал), а также значение вне деятельностных контактов участников (семья, друзья, учебные или производственные группы, общественные и шефские организации, местные жители и т. д.), хотя в ряде случаев именно они играют важную роль в формировании отношения спортсмена к своей команде, к тренировкам, его контактам с тренером и непосредственными партнерами.

Добавить комментарий