Социализация личности в области спорта

Спорт в силу детерминированного характера связей с различными сторонами общественной, трудовой, собственно-культурной деятельности выступает не только в качестве важной сферы проявления творчества и социальной активности масс, но и одним из существенных факторов, способствующих формированию активного творческого начала личности.
Одним из важных процессов, определяющих степень социальной активности личности, является социализация трудящихся через общественно полезную практическую деятельность.

 

Социализация понимается как процесс усвоения социальных норм и ролей, в результате которых формируется социальная зрелость и способность эффективно участвовать в жизни общественных групп и самого общества. Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее устойчивые нормы поведения. Процесс социализации охватывает весь жизненный путь человека в обществе. Социализация в социалистическом государстве имеет своей целью формирование всесторонне развитой личности. В процессе социализации развиваются творческие стороны личности.
Процессы социализации идут и в капиталистическом обществе, поскольку оно также порождает потребности в усвоении людьми определенных социальных ролей.
Однако капитализм не заинтересован в широком развертывании демократического и революционного характера процесса социализации трудящихся, поскольку это может привести к повышению социальной активности, а следовательно, и революционному подъему масс. Чем ближе стоят люди к элементарно-потребительскому, животному образу жизни, тем спокойнее живется правящим классам. По этому поводу К. Маркс с убийственной иронией писал: «Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр… чем меньше ты думаешь… рисуешь, фехтуешь и т. д., тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище, не подтачиваемое ни молью, ни червем, — твой капитал».
Спорт позволяет выявлять новые аспекты сущности человека, поскольку он создает условия и предоставляет возможности для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, перевод различных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, происходит на этой основе выработка установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т. п. Но это только одна сторона дела. Другая заключается в том, что личность включается в активную деятельность в этой важной сфере социальной жизни общества, она превращается в участника коллективной деятельности.
Как уже говорилось ранее, в социальной деятельности личности движущими силами являются прежде всего потребности, интересы общества, класса, коллектива, в той или иной степени усвоенные личностью. Степень принятия личностью общественных потребностей и целей в области спорта выявляется на уровне социальной активности личности. В то же время рост социальной активности, повышение уровня образования и воспитания меняют отношение народа к физической культуре и спорту. Физическая культура постепенно входит в быт народа, становится объективной потребностью людей.
Социализирующая роль физической культуры и спорта выражается в том, что они оказывают глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно. Таким образом, социализация личности в этой области направлена на то, чтобы каждый имел возможность развить свои физические и интеллектуальные способности и реализовать их в общественно полезной деятельности (организаторской, педагогической, научной, конструкторской и т. п.).

Добавить комментарий