Потребности и формирование человека завтрашнего дня.

В отличие от эксплуататорских государств социализирующая функция социалистического государства имеет целью не просто воспроизводство человека в соответствии с потребностями существующей социально-экономической структуры общества, а формирование человека завтрашнего дня. Процесс социализации осуществляется через различные звенья советской системы физической культуры и учреждения, которые осуществляют физическое, профессиональное и социальное формирование индивида. Спортивная деятельность позволяет людям вступать в такие отношения содружества и взаимного подчинения, которые дисциплинируют, организуют и обязывают их к выполнению определенных правил и поручений.

 

Социализирующая роль спорта в современном мире была отмечена на международном симпозиуме, прошедшем под девизом «Социализация и спорт» (1971 г„ Канада). Эта роль выражается в том, что он оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно.
Действие социализирующей роли спорта весьма многообразно. В частности, оно проявляется и через его интегративные функции. В спорте имеются союзы и общества, коллективы и отдельные команды; сама специфика спорта требует совместных действий, приводящих к образованию разнообразных общественных связей. Важнейшим фактором социализации и интеграции в спорте являются прогрессивные спортивные объединения, а также такое общественное явление, как рабочее спортивное движение. Социализирующая роль физической культуры и спорта в социалистических странах имеет особое значение, так как в результате социалистической культурной революции народам этих стран стала широко доступна и сама физкультурно-спортивная деятельность.
Обширную область социализации личности в области спорта создает система управления и организации советским физкультурным движением, ее государственные и общественные формы.
В современной жизни важнейшую роль играют факторы, обеспечивающие развитие и сохранение социальной активности людей. К их числу относятся физические силы человека, которые обеспечивают ему возможность работать в любых условиях, в том числе, например, в глубинах океана, в космосе и т. д., обеспечивают высокую работоспособность в старости, когда человек наделен огромным жизненным опытом. Спорт помогает полнее и глубже раскрывать способности и возможности человека во всех сферах жизни. Планомерное и умелое совмещение спортивных занятий с общественно полезным трудом или учебой вполне возможно и оказывает благоприятное воздействие на формирование личности.
Советские спортсмены блестяще доказали это. Например, из 700 грузинских спортсменов, входивших в состав сборной команды республики в 1936—1970 гг., 533 окончили вузы, 7 человек стали докторами наук и профессорами, 35 — кандидатами наук и доцентами, 19 — заслуженными врачами, агрономами, инженерами и т. д. 312 человек остались работать в области физической культуры, из них 23 получили звание «Заслуженный тренер СССР», 35 — «Заслуженный тренер республики», 166 человек за трудовую доблесть награждены орденами и медалями СССР.
Руководитель ленинградской детской спортивной школы В. И. Алексеев, например, за сорок лет неустанного педагогического труда подготовил более 15 тысяч спортсменов. На их счету 250 всесоюзных рекордов. 49 раз они превысили мировые достижения, выиграли 28 медалей на чемпионатах Европы, 8 раз завоевывали золотые олимпийские награды. Но, пожалуй, самое главное то, что в этой школе растят гармонично развитых людей: около 50 учеников Алексеева стали докторами и кандидатами наук.

Добавить комментарий