Сложности в любительском спорте.

Надо сказать, что серьезные нравственные проблемы возникают и в любительском спорте, особенно в буржуазных странах. К числу их относится, например, узкая специализация спортсмена и проблема его всестороннего развития. Конечно, узкая специализация необходима не только в спорте, но и в любой профессиональной деятельности. Общеизвестно, что для достижения больших и серьезных успехов спортсмену необходимо упорно заниматься одним видом спорта, подчиняя этому все духовные и физические силы.

 

В результате мы наблюдаем две тенденции: во-первых, достижению высоких спортивных результатов приносятся иногда в жертву все остальные интересы личности; во-вторых, спорт перестает быть только удовольствием, а становится едва ли не основным видом деятельности, по крайней мере в молодые годы.
Для советского спорта высокие спортивные достижения не самоцель. Их значение прежде всего в том, что они являются критерием всестороннего и гармоничного развития личности. Нравственная ценность, которую имеют эти достижения, является не только средством самоутверждения личности спортсмена, но и важным стимулом для роста спортивных достижений других членов социалистического общества. С этой точки зрения большое нравственное значение имеют средства достижения рекордных результатов, пути к победе. Однако сама система проведения и некоторые правила спортивных соревнований несут в себе объективные возможности для отрицательных нравственных последствий. Например, спортивное достижение определяет, как правило, лишь результат без нравственной оценки средств и методов достижения этого результата. Важную нравственную нагрузку несет также проблема объективности судейства, особенно в тех видах спорта, где субъективный фактор играет значительную роль (художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, спортивные игры и т. д.). Всякое нарушение объективности судейства искажает не столько результат соревнований, сколько нравственное воздействие соревнований.
Развитие средств массовой информации, телевидения выдвигает проблему так называемого потребительского отношения к спорту. Последнее является частным случаем более широкого социального явления — психологии потребительства вообще. Телевидение безгранично расширяет возможности пассивного наблюдения за спортивными состязаниями, что само по себе имеет определенную ценность, поскольку сотни миллионов людей получают возможность наблюдать, сопереживать, быть в какой- то мере соучастниками крупнейших спортивных событий. В то же время существует реальная опасность, что это увлечение вместо того, чтобы стимулировать активное участие личности в спорте, может порождать отношение к спорту как к зрелищу, одному из многочисленных видов развлечений.
Важной нравственной функцией спорта, не отраженной пока в достаточной мере в научных исследованиях, является сублимация потенциальной энергии молодежи, которая в других неблагоприятных условиях может вылиться в антиобщественное поведение. В этике и педагогике общепризнанным положением считается необходимость поиска путей и каналов, по которым следует направлять «избыточную», бьющую через край энергию
подрастающего поколения. Спорт в этом отношении благодаря своей массовости, разнообразию видов и относительной доступности представляет одно из самых эффективных средств. Материалы конкретных социологических исследований, статистические данные (в частности, юридическая статистика) свидетельствуют о том, что там, где широко развито спортивное движение (будь то страна, район, город или отдельное предприятие), удельный вес правонарушений, пьянства, хулиганства и других видов антиобщественных поступков значительно ниже, чем в тех коллективах, где не занимаются спортом. Указанная нравственная функция спорта имеет большое общественное значение и заслуживает серьезного научного исследования и широкого практического использования.

Добавить комментарий