Сложность спорта, и его социальная значимость.

Сложность спорта, социальная значимость его как области деятельности и фактора воздействия на общество заключается в том, что он в той или иной степени отражает некоторые существенные черты общества. К ним можно отнести ценностные ориентации, цели и задачи воспитания, ориентацию на социальные контакты. И в этом смысле он является одним из орудий воздействия на человека и на общество.

 

Но это воздействие всегда классово, преднамеренно и целенаправленно, хотя, как и в любом другом виде человеческой деятельности, в спорте могут иметь место элементы стихийности, неуправляемости, случайности.
Мало найдется в жизни человека способов, приемов, форм проверки собственных физических и духовных сил, которые могли бы сравниться со спортом. Спорт, насыщенный коллизиями, противоречиями объективного и субъективного характера, стрессовыми и экстремальными ситуациями, дает наиболее богатую, содержательную, всестороннюю и оперативную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных условиях. Не случайно поэтому в программе подготовки космонавтов, подводников, летчиков, военнослужащих наряду с интеллектуальной, технической, специально-образовательной подготовкой большое место занимает спортивная тренировка.
Как правило, молодому человеку редко приходится выступать полномочным представителем своей страны. В спорте это возможно. Юноша или девушка, порой не достигшие и 20 лет, с огромным чувством ответственности, зрелым, осмысленным политически и нравственно настроем, самоотверженно и на пределе душевных и физических сил вступают в борьбу с сильнейшими представителями других стран за спортивную честь, славу и престиж своей Родины.
В области спорта «потребление» всего богатства его средств прямо и неизбежно ведет к преобразованию человека, его сущностных сил в виде физических качеств, двигательных навыков, состояния здоровья, интеллектуальных возможностей. Кроме того, в спорте осуществляется преобразовательная деятельность и чисто «духовного потребления» в виде восприятия идей, науки, искусства, отражающих физическую культуру в целом своими специфическими формами и средствами. Потребление этой объективно существующей информации носит в известных границах субъективный характер. Человек «потребляет» то, что ему более доступно, больше нравится, привлекает, и на том уровне, который его больше устраивает (уровень участия или уровень наблюдения) .
На уровне «потребления» спорт имеет много общего с искусством. Он в высшей степени эмоционален, драматичен, привлекателен, он вовлекает в сферу сопереживание людей иногда помимо их воли и желаний. Спорт находит отражение и в искусстве (живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино, театр, танцы). Произведения искусства способствуют правильному пониманию задач спорта, воспитывают у людей положительные эстетические чувства и идеалы физической красоты человека.
В то же время спорт играет большую роль в благотворном воздействии на развитие всей культуры, искусства. Раскрытие сложных характеров взаимоотношений, драматических ситуаций в спорте средствами музыки, литературы, живописи, графики, скульптуры, несомненно, обогащает эти виды духовной культуры. Достаточна вспомнить древнегреческие скульптуры Геракла, Копьеносца, Дискобола, скульптуры Пименова («Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в городки»), рассказы Д. Лондона («Мексиканец», «Кусок мяса» и др.), полотна А. Дейнеки, музыку на спортивные темы И. Дунаевского и т. п. Литература и искусство многое бы потеряли, не будь этих произведений. И в то же время спорт, интерпретированный такими средствами, многое выиграл. К числу уникальных современных архитектурных сооружений с полным основанием можно отнести Дворцы спорта.

Добавить комментарий