Исследование спорта как элемента культуры

В статье «Спорт и культура» Рене Майе сделал попытку доказать, что спорт является составной частью культуры, ее разновидностью, что он выполняет культурные функции во многих отношениях. В качестве общих черт спорта и культуры он называет свободное время (как общий для них источник), элементы игры, тесный контакт спорта и искусства. Р. Майе обращает также внимание и на то, что спорт и культура

 

выражают одни и те же этические значения, способствуют созданию «братства классов, рас и народов».
Анализировать положение о создании «братства классов» средствами спорта, по-видимому, нет особой необходимости, поскольку эта концепция для советской теории и социологии физической культуры принципиально неприемлема в силу своей утопичности и отчетливо видимой несостоятельности.
Что касается первой части концепции Рене Майе (по поводу выяснения механизмов связей спорта и культуры), то его подход к решению проблемы также представляется далеко не безупречным.
Связи спорта с культурой целесообразно искать не во внешней «схожести» этих явлений, а в общности генезиса, исторического развития, в детерминированном характере функционирования, в социальной ориентации каждого явления и совпадении областей общественной деятельности, в которых проявляются функции и содержание каждого из них.
В этом случае, бесспорно, интересно выяснить общность и различие спорта и искусства. Однако механизмы «таинственных» (как пишет Р. Майе) взаимосвязей между этими явлениями лежат значительно глубже — в детерминации социальных явлений каждой общественно-экономической формации и всей истории человеческого общества.
Изучению проблемы «Спорт и культура» уделяется большое внимание. Так, например, на Международной конференции ЮНЕСКО (Хельсинки, 1952) предметом обсуждения была роль спорта в культурном развитии. На VI Генеральной ассамблее Высшего совета спорта Африки (1975) была принята декларация, в которой, в частности, говорится, что «спорт XX столетия утверждается как фактор цивилизации, способствующий передаче культурных и идеологических ценностей, вбирающий в себя достижения науки и техники и отвечающий моральным и юридическим нормам… Спорт способствует развитию отдельных личностей и наций».
Теория и практика спорта широко опираются на общекультурную базу общества и обогащают, в свою очередь, культуру. За последние десятилетия в области спорта возникли новые отрасли научных знаний и методы научных исследований, открыты новые возможности развития человека, познания его жизнедеятельности, значительно расширены представления о пределах человеческих возможностей, о допустимых физических нагрузках. Все это входит в духовные ценности человека, в его духовную культуру.
Но неправильно было бы полагать, что научные данные, полученные в области спорта, обслуживают только спорт и замыкаются в нем. Они широко применяются при подготовке людей к специфическим условиям трудовой и военной деятельности. В свою очередь, спорт использует данные многих наук для формирования теоретических знаний и оказывает влияние на развитие ряда естественных и общественных наук. В частности, он обусловил появление таких направлений в науке, как физиология спорта, гигиена физических упражнений, психология спорта, биомеханика, динамическая анатомия, биохимия физических упражнений, социология спорта и др.
Спорт выступает в качестве специфической среды, оказывающей влияние на формирование нравственных качеств по отношению не только к спортсменам, но и к зрителям, болельщикам. Духовное и физическое развитие органически дополняют друг друга, создавая в синтезе облик культурного, разносторонне развитого человека. При этом спорт выступает средством не только формирования физического совершенства, но и духовного богатства личности.

Добавить комментарий