Психология спортсмена.

В некоторых случаях предпринимались, правда немногочисленные, попытки дальнейшей детализации опросников и шкал вплоть до вида спорта и даже до определенного амплуа. Видимо, это нерационально, поскольку стандартизированные опросники в данном случае просто не нужны.

Вместо подобной детализации при работе с конкретными спортсменами и командами целесообразнее использовать стандартизированную схему клинического интервью для качественного, содержательного анализа ситуативных проявлений и установок спортсменов определенных амплуа.

Следовательно, в целом можно рекомендовать применение общепсихологических и спортивно-специфических опросников, дополняемых клинически стандартизирован иными или не стандартизированными интервью. Последнее позволяет уточнить отдельные положения и результаты тестирования спортсмена, выявить ряд факторов, личностно значимых для конкретного спортсмена, и индивидуализировать работу с ним.

Проективные методики еще недостаточно освоены в прикладных и экспериментальных исследованиях психологов спорта. Тем не менее уже предпринимались довольно продуктивные попытки применения таких методов, как ТАТ, Роршаха, метод неоконченных предложений, а в последнее время и цветового теста Люшера — Пфистера, а также варианта ТАТ для изучения мотивации достижения в спорте (Хекхаузен). Основная сложность в работе этого направления заключается не только в обеспечении необходимой валидности и надежности получаемых результатов, но и в необходимости специальной подготовки и достаточно длительного времени для их освоения и последующей грамотной интерпретации. Особенно важно здесь четкое представление о теоретическом подходе и концептуальном аппарате, заложенном в методику. Однако в практической работе со спортсменами и командами некоторые из них могут принести несомненную пользу. Так, спортивный вариант метода неоконченных предложений позволил получить неплохие результаты при клиническом интервью со спортсменами для выяснения особенностей их предсоревновательных состояний и взаимоотношений в команде, позволил быстро установить доверительный контакт с опрашиваемыми.

Наиболее благополучно обстоят дела с методами исследования психомоторики с помощью аппаратурных методов. В дальнейшем особое значение будет иметь разработка портативных комплексных методик, позволяющих проводить оперативную экспресс- диагностику в полевых условиях во время учебно-тренировочных сборов и на соревнованиях. По-видимому, задача сопоставления результатов, получаемых с помощью лабораторных, стационарных и переносных методов, также будет на повестке дня в прикладных разработках психологов спорта. В отличие от опросных и проективных методов оценка двигательных возможностей и специализированных навыков в разных видах спорта требует применения специфических для каждого вида спорта методов.

Таким образом, характеризуя общие итоги практической и исследовательской работы в области методов психологического исследования в спорте, можно с достаточным основанием считать, что 1) психологами спорта накоплен достаточный опыт работы с самыми различными психологическими методами ( опросными, аппаратурными, проективными); 2) установлена информативность и прогностическая ценность, а следовательно, и практическая пригодность тех или иных конкретных методик и шкал’; 3) освоены алгоритмы разработки и адаптации различных опросных методов, что позволило в последнее время ввести в практику исследований различные шкалы и опросники. Разработка эквивалентных шкал на различных языках с последующей их валидизацией и стандартизацией открывает широкие перспективы для совместных международных сравнительных исследований по единой программе; 4) повышению общего методического уровня проводимых психологами спорта исследований способствует и то обстоятельство, что в настоящее время к психологическим и педагогическим тестам стали предъявляться стандартные и достаточно высокие требования. Кроме того, вводится этический код, регламентирующий поведение, работу и взаимоотношения психолога с участниками экспериментов. В прикладном плане чрезвычайно важно стандартизировать и конкретизировать практический выход психодиагностики на запросы конкретного потребителя (тренера, спортсмена, педагога, спортивного руководителя).

Добавить комментарий