Психологическая личность спортсмена.

 

Значимость психологических исследований личности спортсмена трудно переоценить, и дальнейшая работа в этом направлении должна способствовать получению еще более ясных ответов на вопросы о том, каковы наиболее важные личностные особенности спортсмена, в каких условиях он особенно продуктивно (или, наоборот, непродуктивно) работает, какого рода ошибок, срывов и в каких ситуациях и условиях от него можно ожидать, какие воздействия на него наиболее целесообразны.

Например, показана практическая нецелесообразность применения методики ММР1 при работе со здоровыми спортсменами. Мало информативным оказался и сокращенный вариант MMPI, опробованный при международном исследовании спортсменов различных видов спорта, в котором приняли участие спортивные психологи 11 стран (Г. Шиллинг, П. Блейзер, 1975). К аналогичному выводу пришёл и ряд американских психологов (Б. Дж. Кретти).

Естественно, что ответы на эти вопросы требуют систематизированных знаний о природных и приобретенных особенностях спортсмена.

Следовательно, можно считать целесообразным некоторое «сужение» диапазона действия существующих методик, переход от простой констатации к ответу на конкретные запросы практики, к разработке и применению личностных методик и шкал, которые позволяли бы не просто характеризовать те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования спортсмена, но и предсказать его устойчивость в условиях эмоционального и соревновательного стресса. Подобного рода «направленные» специфические личностные методики уже разрабатываются. Можно сослаться, например, на шкалу Р. М. Найдиффера (1974) «Стиль внимания и межличностного общения».

Таким образом, в обозримом будущем возникает задача оперативной диагностики двух тесно связанных между собой групп личностных параметров, позволяющих, с одной стороны, прогнозировать отдаленную (и сиюминутную) успешность и надежность спортивной деятельности, а с другой — получать достаточно полное представление о социальной и межличностной зрелости спортсмена, уровне его сформированности как личности в широком понимании.  Последнее особенно важно для спортивных психологов и педагогов, которые все чаще убеждаются в том, что сам по себе высокий результат не может быть самоцелью.

Идеал спортсмена-чемпиона не ограничивается набором личностных качеств, значимых для его спортивной деятельности. От выдающегося спортсмена ждут проявления высоких гражданских и человеческих качеств. Следовательно, наряду с результативными и образовательными задачами, которые решаются в современном спорте, все большее значение приобретают и задачи воспитательные— формирование личности, соответствующей идеалам, социальным и нравственным ценностям общества. В связи с этим возникает проблема надежного измерения этих качеств и свойств (коллективистской направленности, высокой сознательности, патриотизма, принципиальности и честности, порядочности, отзывчивости и др.). Следует отметить, что до недавнего времени все эти общечеловеческие характеристики не находили должного места в методическом арсенале спортивных психологов. Измерение этих параметров проводили грубо и очень приближенно (традиционные балльные оценки нередко случайного набора качеств) без должной предварительной работы с методиками, без проверки их валидности и надежности.

Работа в этом направлении представляется весьма перспективной. Во-первых, можно будет корректно оценить воспитательный срочный и отдаленный эффект от систематических занятий спортом, выявить формы организации спортивной деятельности и виды спорта, в наибольшей мере способствующие развитию тех или иных человеческих качеств или блокирующих, загрубляющих их формирование. Во-вторых, представляется возможность убедиться, как воспитание качеств и установок гражданина способствует (и в чем именно) достижению высокого спортивного мастерства. В-третьих, станет возможным более тесное содружество спортивных психологов и педагогов, родителей, общественности.

Особое значение в связи с повышением интереса к психологии юношеского и детского спорта имеет разработка соответствующих эквивалентов методик, особенно опросных, для юных спортсменов. Отсутствие адекватных методик, пригодных для систематических длительных  исследований, не позволяет изучать влияние продолжительных занятий спортом на те или иные личностные качества или установки, а также возрастную динамику формирования специфически важных характеристик у спортсменов.

 

Добавить комментарий