Поведение спортсменов и тренеров

С помощью схем контролируемого наблюдения можно объективно фиксировать реальное поведение спортсменов и тренеров, что открывает перспективы для сравнительного анализа поведения и действий спортсменов в различных видах спорта. В дальнейшем желательно было бы разработать более детализированные схемы для внешне наблюдаемого поведения спортсменов в реальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. При этом особое внимание следует обратить на тщательность и корректность процедуры экспериментальной разработки, обоснование и проверку надежности схем наблюдения. Как показывает опыт, эта группа методов может быть использована и для коррекции реального поведения спортсменов и тренеров. Особенно удачным можно считать использование видеомагнитофонных записей. Примечательно, что именно при разработке схем наблюдения психологи сразу пошли по линии их специализации и «привязки» методов к специфике спортивной деятельности. Однако не исключено, видимо, что для изучения тех или иных важных аспектов речевого или неречевого поведения в спорте могут быть использованы и ставшие уже классическими неспецифические схемы наблюдения.

Кроме того, использование метода наблюдения, например, для характеристики личностных особенностей спортсменов важно в спорте и по следующим соображениям:

1) представляется возможность исследовать действительно личность, непосредственно включенную в деятельность;

2) исследование может проводиться без нарушения процесса этой деятельности;

3) осуществляется динамический и систематический контроль за количественно наблюдаемыми поведенческими проявлениями, по которым можно судить о намечающихся сдвигах и планировать необходимую коррекцию поведения спортсмена.

Особенно широкое распространение в связи с активизацией социально-психологических исследований команд и изучением личности спортсмена получили опросные методы и шкалы. В спорте к настоящему времени уже опробовано большинство из наиболее распространенных в общей и дифференциальной психологии методик. В результате большой и трудоемкой работы спортивные психологи освоили эти шкалы, получили интересные описательные характеристики спортсменов различных специализаций и уровня подготовленности.

Общим важным выводом, к которому приходят специалисты, работающие в этой области, является то, что необходимы не общие опросники, ориентированные на измерение неспецифической черты, качества (безотносительно к ситуации), а специально разработанные спортивные тесты. В качестве примера можно привести уже упоминавшуюся шкалу общей неспецифической тревожности Ч. Д. Спилбергера и шкалу специфической соревновательной тревожности Р. Мартенса. Последняя методика является, несомненно, хорошим дополнением к общепсихологической шкале и позволяет лучше прогнозировать возникновение состояния тревоги в условиях соревновательной борьбы.

Однако было бы серьезной ошибкой пытаться ограничить прогноз состояния спортсмена только специфической для спорта шкалой. Кроме того, необходимо еще и точное представление о том, как конкретный спортсмен субъективно воспринимает сложившуюся ситуацию и какой личностный смысл он ей придает. Следовательно, повышение прогностической ценности личностных и других методик может идти по двум линиям: а) за счет разработки специфических для спорта вариантов соответствующих личностных шкал и б) за счет разработок методик, позволяющих измерить отношение спортсмена к соответствующей ситуации, а точнее — характеризовать, конкретизировать субъективное восприятие спортсменом ситуации предстоящей деятельности. Сочетание этих двух подходов (учет специфики спорта и особенностей ситуации, в которой действует спортсмен), видимо, и есть тот оптимальный вариант, к которому придут в ближайшее время психологи спорта, особенно те, кто работает в области диагностики и регуляции предсоревновательных состояний.

Добавить комментарий