Продуктивность спортсменов.

И, наконец, самое серьезное внимание спортивных психологов и педагогов должно быть обращено на специальную разработку социально-психологических методов, поскольку от этого зависит продуктивность систематических исследований в этом чрезвычайно важном для спорта и физического воспитания разделе психологии.

Каким же образом можно количественно измерить существенные параметры реальной микросреды? В практике социально-психологических исследований обычно изучают отношения с помощью социометрических и других опросников (например, индекс групповой сплоченности Сишора, различные модификации шкалы социальной дистанции Богардуса). Видимо, более перспективным представляется поиск и разработка методов, позволяющих не только характеризовать отдельные параметры микросреды, в которой действует спортсмен, но и получать обобщенное представление о различных сторонах групповой ситуации, о совокупности социально-психологических воздействий (реальных и потенциальных). К сожалению, до последнего времени методов, которые отвечали бы всем требованиям, предъявляемым к надежным и валидным методикам, позволяющим получать достоверные данные об изучаемых социально-психологических явлениях, не было. Поэтому особенности спортивных коллективов описывались, как правило, лишь с помощью социометрических индексов. В 1975 г. была предпринята попытка разработки шкалы «Спортивно-игровой коллектив» (Ю. Л. Ханин) для оперативной диагностики пяти эмпирических выделенных параметров, значимых в игровых и командных видах спорта (однородность — неоднородность состава команды, отношение спортсменов к делу, межличностные отношения в команде, реальное поведение и общение партнеров во время деятельности и взаимоотношения спортсменов со своим тренером).

С помощью этой шкалы можно выявить не только степень благоприятности тех или иных параметров социально-психологического климата в команде и особенности субъективного восприятия членами команды общей ситуации, их «видения» внутренней картины микросредовых влияний, но и получить сопоставимые характеристики различных команд в различных видах спорта.

Дифференциация внутригрупповых влияний позволяет тренеру и психологу выделить наиболее важные проблемы в конкретной команде или экипаже. В качестве примера можно привести результаты исследований, выполненных в академической гребле (В. А Никитюк 1975) Было установлено, например, что у 16 из 28 обследованных гребцов в шести «двойках» и четырех «четверках» наиболее серьезную проблему представляли отношения спортсменов со своими тренерами. Напротив, в футбольных командах особо сложными оказались отношения между молодыми и опытными игроками.

В настоящее время ведется дальнейшая работа по совершенствованию шкалы для характеристики общей ситуации в команде спорта (индивидуального или командного временно проводится экспериментальная проверка Ф. Фидлера для оценки психологической атмосферы в спортивных командах.

Добавить комментарий