Причины снижения умственной работоспособности.

Для выяснения причин снижения умственной работоспособности после физической нагрузки были проведены дополнительные исследования, в процессе которых было установлено, что при нормальном физическом состоянии нагрузка при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120— 130 уд/мин не оказывает значительного влияния на умственную работоспособность. Нагрузка при ЧСС 150— 160 уд/мин улучшает почти все показатели в группах гимнастики, баскетбола и гребли. Для студентов слабой физической подготовленности она оказалась высокой. Нагрузка при ЧСС 180 уд/мин и выше значительно ухудшает умственную работоспособность студентов.

 

Э. Строобанте (Бельгия) в процессе изучения школьников выяснил, что подростки — члены спортивных клубов проявляют большую культурную активность, чем их сверстники (художественное творчество, увлечение музыкой, посещение театра, клубов и т. п.). Исследования С. М. Оя показали, что результаты интеллектуальной деятельности у детей и подростков, занимающихся спортом, выше, чем у не занимающихся. Особенно это заметно у девушек. Сравнительный анализ средних данных спортсменок разной спортивной квалификации свидетельствует о том, что интенсивность внимания и другие показатели, полученные в начале учебного дня, у всех спортсменок высшей квалификации лучше, чем соответствующие средние данные третьеразрядников и не занимающихся спортом. Особо большие различия наблюдаются в результатах опытов, проведенных в конце трудного учебного дня. Кроме того, результаты интеллектуальной деятельности спортсменок под воздействием трудного учебного дня ухудшаются значительно меньше, чем у не занимающихся спортом. При этом установлено, что средние данные, зарегистрированные в конце дня у не занимающихся спортом, значительно хуже, чем у них же в начале учебного дня. У спортсменок, особенно высшей квалификации, это различие несущественно.
Обучение и воспитание являются результатом сознательной и целенаправленной спортивной деятельности, которая требует систематически овладевать знаниями и развивать умственные способности. В процессе занятий физическими упражнениями и спортом необходимо применять, расширять и проверять имеющиеся знания; претворять умственные действия в практическую деятельность, самостоятельно проверять и критически оценивать полученную информацию; активизировать умственные процессы, например восприятие движений, запоминание двигательных представлений, подвижность и скорость мышления; стимулировать степень осознанности умственных процессов.
Сознательное формирование взаимодействия между физическим и интеллектуальным обучением и воспитанием на тренировках требует целенаправленного освоения и использования умственных потенций. Такие умственные действия, как восприятие, анализ, сравнение, обобщение и прочие, динамически включены в спортивную деятельность. Это распространяется на двигательный учебный процесс так же, как и на систематические упражнения и на спортивные состязания. В состязании, например, информация прежде всего воспринимается путем наблюдения и восприятия. Их переработка и трансформация в действия требуют: различать восприятия на существенные и несущественные, соотнести их друг с другом, применять имеющиеся знания и представления, делать выводы и принимать целесообразные решения. Специфика спортивной деятельности предполагает вариабельное, соответствующее ситуации применение имеющихся представлений.
При этом для достижения высоких показателей во многих спортивных дисциплинах требуются изобретательные и оригинальные решения. Эти многогранные умственные требования осуществляются на различных уровнях познавательной деятельности как в непосредственной и косвенной наглядности, так и на уровне языково-понятийного познания. Формированию и развитию мыслительной деятельности способствуют знания, например, о закономерностях протекания двигательных процессов, о биологических и физиологических основах спортивной деятельности, о технике и тактике или о правилах данного вида спорта. Проведение занятий по физическому воспитанию предполагает сознательную и активную деятельность учащихся под руководством преподавателя, тренера и планомерное развитие способностей на основе систематического овладения знаниями.

Добавить комментарий