Влияние спорта на нравственное воспитание

В речи на XVII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул: «Выполнение ленинского завета о воспитании у молодежи коммунистической морали приобретает в настоящее время особенно большое значение».
Спорт относится к числу тех областей деятельности, в которых личность попадает в довольно сложные взаимоотношения с людьми.

 

Поведение ее детерминировано определенными идеями, политическими и классовыми целями, правилами состязаний, нравственными принципами. В спорте личность проявляется, к сожалению, не всегда только в позитивном плане. Иногда в области спорта формируются и проявляются отрицательные свойства личности, характера человека. Это заставляет серьезно относиться к спорту как к одному из важных средств нравственного воспитания молодежи. Особенно это важно сейчас, в период усиления нравственных начал в жизни советского общества и повышения роли нравственных черт личности.
Спортивная деятельность своеобразна и характеризуется сложными и специфическими нравственными отношениями. Эти отношения возникают между спортивными коллективами и обществом, между спортивными коллективами различных масштабов и ведомств, внутри самих коллективов, между спортсменами-соперниками, тренерами, судьями, зрителями и т. д.
Спорт требует проявления множества нравственных принципов. В интенсивной моральной функции спорта заключается его гуманистическое значение для развития личности. Анализируя нравственные аспекты спорта, его непосредственное воздействие на общество, можно выделить две стороны проблемы: а) нравственную оценку, этическое значение собственно спорта (сюда входит и спортивная этика); б) роль спорта в сфере решения тех или иных нравственных проблем общества. Разумеется, эти стороны взаимосвязаны и взаимообусловлены, находятся в диалектическом взаимодействии, и не всегда их можно четко разделить, однако они имеют собственную специфику и свои закономерности.
Так, при нравственной оценке конкретного вида спорта мы прежде всего ориентируемся на положительные моральные качества, которые воспитываются у людей в процессе спортивной деятельности (мужество, смелость, благородство, коллективизм и т. п.), на нравственную сторону сложившейся системы соревнований, этику спортсмена и т. д. При этом спорт как социальное явление в целом может рассматриваться с точки зрения решения определенных общественных и моральных проблем. Определяя его социальную роль в удовлетворении таких, например, общественных потребностей, как рациональное использование трудящимися свободного времени, борьба с антиобщественным поведением, воспитание в массовом масштабе высоких моральных качеств, укрепление нравственного здоровья общества в целом, необходимо учитывать не только нравственную сторону спорта применительно к людям, занятым в нем (конкретную задачу или «внутреннюю нравственную функцию), но и его внешнее моральное воздействие («сверхзадачу»), т. е. влияние спорта на широкие массы людей, непосредственно им не занимающихся. Таким образом, борьба за коммунистическую мораль в спорте не только благотворно сказывается на формировании морального облика советских спортсменов, но играет немалую роль в общей борьбе за моральный прогресс в строительстве нового общества.

Добавить комментарий