Физические нагрузки в спорте

Таким образом, физические нагрузки в спорте помимо укрепляющего и стимулирующего влияния на умственную работоспособность в некоторых фазах своего последействия могут оказывать угнетающее воздействие на некоторые интеллектуальные процессы.

 

Это необходимо учитывать в тренировочной и учебно-познавательной деятельности. Вопросы повышения умственной работоспособности студентов в зависимости от занятий физическими упражнениями и спортом исследовались И. Н. Зениной, Я. Ивашкявичене, В. Кучинскасом, Б. А. Наумовым, С. М. Оплавиным, С. М. Оя, И. М. Серопегиным и др. Исследования показали, что применение физических упражнений способствует более быстрому восстановлению умственной работоспособности, повышению уровня и качества переработки информации.
Исследованиями И. Янкаускаса и С. Петкуса (Вильнюс), проведенными на базе Государственного художественного института Литовской ССР, установлено, что студенты с высокой физической активностью имеют оценки по творческим дисциплинам выше, чем не занимающиеся физическими упражнениями и спортом. По материалам исследований, проведенных С. М. Оплавиным и Б. А. Наумовым, видно, что студенты, занимающиеся спортом и имеющие хорошую и отличную подготовленность (по тесту «физическая подготовка»), имеют более высокую успеваемость. А студенты с неудовлетворительной физической подготовкой имеют более низкие показатели успеваемости по другим предметам.
В одном из проведенных экспериментов ставилась задача выяснить, какое из физических качеств находится в наибольшей связи с умственной деятельностью человека, какие физические качества и при каком уровне их развития обеспечивают устойчивость умственной работоспособности студентов. Для этой цели сравнивались уровни отдельных физических качеств у двух групп студентов, улучшивших и ухудшивших к концу учебного года различные показатели умственной работоспособности. Оказалось, что наибольшую положительную корреляцию с устойчивостью умственной работоспособности имеет качество выносливости, наименьшую — быстрота.
Кроме того, было исследовано влияние физической тренировки с различной направленностью на устойчивость умственной работоспособности студентов в напряженный период (за 1,5 месяца до весенней экзаменационной сессии). В этот период у всех групп отмечается значительное ухудшение показателей умственной работоспособности как в спокойном состоянии (до нагрузки), так и после нагрузки. Занятия физическими упражнениями в этот период несколько усиливали умственную усталость. Однако у разных экспериментальных групп произошли неодинаковые сдвиги в умственной работоспособности. Наибольшую устойчивость средних показателей обнаружили группы, целью занятий которых было развитие выносливости и разносторонняя физическая подготовка. При этом у группы, тренировавшейся на выносливость, была обнаружена значительно большая устойчивость умственной работоспособности при физической нагрузке.

Добавить комментарий