Детский спорт.

Следовательно, наряду с дальнейшей разработкой проблем спорта высших достижений в психологии спорта важное внимание должно быть уделено развертыванию систематических исследований и других категорий занимающихся. В первую очередь это относится к детскому и юношескому спорту. В этой области исследований решающую роль играет учет неравномерности развития детского организма (созревание отдельных функций) и возможностей для накопления социального опыта в ходе систематических занятий спортом (особенно, если при этом речь идет об установке на достижение высоких спортивных результатов).

 

Движение ребенка по ступеням своего развития во многом определяется характером и уровнем социальных требований. Вполне понятно, что систематические занятия спортом, спортивное совершенствование с этой точки зрения предъявляют чрезвычайно высокие требования как к физическим, так и к психическим и социально-психологическим возможностям юного спортсмена. Первоочередная задача в связи с этим — проследить особенности взаимодействия ребенка с ближайшей микросредой и определить нормативы возрастного развития, чтобы по мере спортивного совершенствования тренеры и педагоги могли обоснованно руководить этим развитием. Особое место в этом анализе должны занять систематические исследования специфики социально-психологических условий, в которых осуществляется подготовка и выступление, обучение и воспитание юных спортсменов, поскольку именно эти условия и являются источником реальных социальных требований и ожиданий, предъявляемых к ребенку, того положительного или отрицательного опыта, который он приобретает.

Поэтому задача спортивных психологов, работающих в этом направлении, выходит за рамки простого описания и констатации факта возрастной динамики отдельных психических функций, хотя как первый и важный шаг при постановке проблемы в целом такого рода массовые исследования необходимы. Достаточно сослаться на результаты исследования Ф. Генова (1974), доложенные им на I Всемирном конгрессе «Спорт в современном обществе» в Москве.

Особую практическую и теоретическую ценность психологические исследования детского и юношеского спорта будут иметь, если одновременно изучать психологические проблемы школьного и студенческого спорта и физического воспитания. Последний раздел спортивной психологии, особенно вопросы психологии физического воспитания, неоправданно забыт и практически не разрабатывается, если не считать единичных очень интересных исследований. И тем не менее есть все основания полагать, что эти исследования уже сейчас представляют собой одно из перспективнейших направлений. В этом, в частности, убеждают работы последних лет, проводимые как у нас в стране, так и за рубежом, особенно в США.

И, наконец, очень кратко остановимся на других категориях занимающихся, которые по разным причинам недостаточно изучены в психологии спорта и систематическое исследование которых представляется также крайне желательным и целесообразным.

Это прежде всего женщины в спорте. Немногочисленные пока исследования в этом направлении позволяют предположить, что психология женского спорта может стать в ближайшее время важным, самостоятельным разделом спортивной психологии. При этом речь должна идти не только о сравнительном изучении личностных особенностей женщин, систематически занимающихся и не занимающихся спортом, достигших или не достигших высоких спортивных результатов, как это делается в настоящее время. Проблема заключается не столько в выявлении половых различий, сколько в систематическом исследовании психологических условий и факторов, способствующих повышению работоспособности женщин, сохранению их долголетия. Вопросы психологического обоснования индивидуальной работы со спортсменками, целесообразной организации их тренировочной и соревновательной деятельности, выявления специфики социально-психологических особенностей женских команд и наиболее эффективных путей управления ими — вот далеко не полный перечень проблем, которые с успехом могут быть решены спортивными психологами.

К сожалению, практически не ведется исследований психологических проблем массовой физической культуры и спорта, особенно категории лиц среднего и пожилого возраста. В связи с особым вниманием, которое уделяется в настоящее время развитию массовой физической культуры, и активными поисками новых форм вовлечения трудящихся в систематические занятия физическими упражнениями роль специальных психологических исследований для обоснования наиболее целесообразных форм пропаганды и организации занятий трудно переоценить. Для этого потребуется выяснить не только общее отношение различных категорий трудящихся к перспективе систематических занятий спортом и физической культурой, но и выявить причины их недостаточной активности, пассивного или негативного отношения к спорту. Особое значение, судя по всему, приобретут исследования мотивации занятий массовой физической культурой и разработка психологически обоснованных средств и форм оздоровительной работы с населением.

Для современного состояния исследований в психологии спорта характерно широкое разнообразие применяемых методов — различных тестов и шкал, аппаратурных методик, позволяющих измерять: наблюдаемое поведение, двигательные действия и движения, состояния и свойства (качества) личности, внутригрупповые отношения.

Добавить комментарий