Спортивные игры.

Широкое применение получили также методики, основанные на специфическом реагировании с учетом реальных условий спортивной деятельности (в спортивных играх и единоборствах, например, принятие решения, выбор ответного действия и т. д.).
Своевременная диагностика и прогнозирование спортивных достижений позволяют на ранних стадиях подготовки устранять имеющиеся недостатки, а это намного легче, чем исправлять укоренившиеся, ставшие заученными ошибки.
Важный раздел психологии спорта занимает проблема структуры психических качеств. Интересные исследования были проведены под руководством проф. Т. Т. Джамгарова. Для участия в опытах были привлечены около 2000 юношей в возрасте от 17 до 21 года, из которых более половины имели I и II спортивные разряды. Целью исследования было изучение особенностей структуры психических качеств у представителей 13 видов, спорта. Исследования проводились с помощью единого комплекса психологических методик. Наиболее значимые отклонения от средних величин всей выборки зафиксированы в показателях, отражающих уровень проявления сенсомоторной координации, быстроты ответных действий на сложные сигналы, надежности при моторных ответах, работоспособности в условиях стресса.

 

Поскольку спорт по своему характеру отличается от многих видов трудовой деятельности, особый смысл приобретает проблема эмоций, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на достижения спортсмена.
Успех психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса во многом зависит от целенаправленных и координированных действий лиц, принимающих участие в управлении процессом тренировки спортсменов.
Психические состояния спортсменов в условиях тренировки и соревнований могут проявляться в стрессовой форме. При этом наблюдается дискоординация психических функций. Возможность проявления стресса обусловлена как характером стрессоров, объективными условиями деятельности, так и индивидуальными, субъективными особенностями спортсмена.
Физические и психические нагрузки в процессе тренировки вызывают активизацию адаптационно-защитных функций организма, если на начальном этапе предсоревновательных тренировок превалируют средства специальной, а не общей подготовки. При этом возникают стрессовые реакции, преимущественно физиологические по своей структуре. К стрессу психологического характера приводят ситуативные воздействия, зависящие в значительной степени от индивидуальных качеств спортсмена.
Группа сотрудников исследовала требования, предъявляемые к деятельности спортсмена высокого класса в условиях тренировки и соревнований. В результате комплексного исследования реакций спортсменов в стрессовых ситуациях были выделены три различных уровня функционирования систем:

Психический — по данным зрительного анализатора.

Вегетативный — по выделительной функции потовых желез.

Мышечно-двигательный — по мышечному тонусу и двигательной координации.

Учитывались данные как объективного, так и субъективного характера, относящиеся к группе «самооценки» самого спортсмена. Комплексное обследование осуществлялось в процессе тренировочной, предсоревновательной и соревновательной деятельности.
С помощью психодиагностических методик и экспресс информации были установлены изменения в вегетативно-функциональной и двигательной системах. Анализ полученных данных функционирования этих систем позволил выявить ряд неблагоприятных факторов, что указывает на необходимость применения мер, корригирующих состояние и предупреждающих срыв. В этих целях применялся разработанный в лаборатории метод психорегулирующей тренировки, эффективность которого экспериментально подтверждена методом биоэнергетического контроля. В результате исследований было установлено, что состояние спортсменов в условиях психического стресса может не только контролироваться и поддаваться коррекции, но и прогнозироваться.

Добавить комментарий