Большинство спортсменов проходят путь от II юношеского разряда до мастера спорта международного класса за 10—15 лет Продолжительные сроки формирования спортивного мастерства являются одним из факторов, определяющих необходимость ранней специализации в спорте. Как видно из таблиц, многие спортсмены делают первые шаги в спорте в 10—15 лет. Раньше начинают занятия пловцы, гимнасты, позже — представители видов спорта, требующих большой выносливости и мышечной силы. Так, ведущие гимнастки Советского Союза М. Филатова, Е. Мухина начали свой победный путь в 8—10 лет, сильнейшие спринтеры СССР В. Борзов, А. Корнелюк —в 13—14 лет, а тяжелоатлеты, такие, как Д. Ригерт, В. Алексеев, начали осваивать азы тяжелоатлетической науки в 17— 20 лет.
Отдельные случаи позднего прихода в большой спорт лишь подтверждают общую закономерность — целесообразность раннего приобщения к занятиям физической культурой. Большинство известных спортсменов, в довольно зрелом возрасте проявивших себя в каком-либо виде спорта, обычно ранее усиленно занимались другими видами. Хороший фундамент позволил им «преодолеть возраст» и быстро достичь вершин спортивного мастерства.
Современный спорт значительно помолодел. Его вершины, особенно в плавании, фигурном катании, гимнастике, все чаще штурмуют юные спортсмены. Таким образом, подростковый, юношеский возраст—это не только первые шаги в спорте, но и период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. При этом следует учитывать, что подобная физическая нагрузка, как правило, осуществляется на фоне напряженной умственной деятельности в школе. Так, по данным выборочного обследования учащихся Москвы, ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома в большинстве случаев составляет для школьников 5—6-х классов 8—9 час., а для учащихся 8—9-х классов — 9,5—12 час.
Поэтому проблема «Спорт и возраст» в настоящее время является наиболее острой. По мнению проф. Р. Е. Мотылянской, к числу основных медико-биологических проблем подготовки резервов спорта можно отнести следующие: 1) врачебно-физиологическое обоснование методики тренировки юных спортсменов высоких разрядов; 2) разработка методологических основ и медикобиологических критериев отбора одаренной молодежи, 3) совершенствование системы медицинского обеспечения централизованной подготовки резервов спорта; 4) расширение комплекса эффективных методов врачебного контроля за юными спортсменами; 5) разработка методов срочной информации о состоянии юных спортсменов с целью управления тренировочным процессом.
Особенностью спортивного совершенствования юных спортсменов является то, что у них морфологическая и функциональная перестройка в результате тренировки происходит на фоне еще не закончившихся процессов роста и формирования организма. Благодаря этому значительная доля общего энергетического обмена взаимосвязана не только со спортивной деятельностью, но и с возрастными преобразованиями растущего организма.
К тому же каждому этапу индивидуального развития присущи свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе спортивного совершенствования. Например, возраст 12—16 лет — период полового созревания. Он примечателен глубокой перестройкой желез внутренней секреции, и в частности активизацией гормональной функции половых желез, резким усилением физического развития, увеличением обмена веществ и энергии, специфическими изменениями приспособительных реакций при мышечной деятельности (И. И. Бахрах, М. Волков, 1966, 1970). В период полового созревания изменяется нейрогуморальная регуляция функций, ухудшается врабатываемость, увеличиваются энергетические траты на единицу выполненной работы, интенсифицируются функции дыхания и кровообращения. Подобные морфологические и функциональные изменения на этапе полового созревания юного спортсмена могут явиться тем фактором, который может временно ограничить рост работоспособности, совершенствование координации функций.
В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал, раскрывающий многообразное влияние спорта на растущий организм. В ряде фундаментальных работ (Р. Е. Мотылянская, В. М. Волков, Б. Тихвинский, Ю. И. Данько и др.) отмечаются особенности юных спортсменов. Так, по данным С. Б. Тихвинского, у спортсменов 8—15 лет работоспособность увеличивается в 2—3,4 раза. Подобное повышение происходит неравномерно. У юных пловцов значительный подъем физической работоспособности наблюдается после 10— 11 лет, что на 2 года раньше, чем у детей, не занимающихся спортом.
Установлено, что в основе возрастного увеличения работоспособности лежит, с одной стороны, процесс экономизации сердечнососудистой и дыхательной систем, а с другой — повышение их абсолютных возможностей. Одновременно возрастает способность выполнять мышечную деятельность в условиях дефицита кислорода (у спортсменов 8—15 лет — вдвое, а у не спортсменов — лишь в 1,4 раза). Р. Е. Мотылянская определила следующие величины максимального потребления кислорода: у пловцов 15—17 лет — 4160 мл (55 мл/кг), у лыжников 15— 17 лет — 4200 мл (58 мл/кг), у бегунов на средние дистанции 16—17 лет — 4600 мл (74 мл/кг), у велосипедистов 16—17 лет, — 4800 мл (72 мл/кг). У юношей, не занимающихся спортом, возможное потребление кислорода было заметно меньше, — в среднем не превышало 2837 (42 мл/кг).
Для обоснования использования различных физических упражнений, методики спортивной тренировки немаловажный интерес представляют исследования адаптации юных спортсменов к различного рода нагрузкам, В дополнение к прежним научным материалам о хорошей адаптации юных спортсменов к скоростным упражнениям получены новые данные о целесообразности использования адекватных функциональным возможностям упражнений, направленных на развитие общей выносливости (В. П. Филин с соавт., 1969, 1978; С. Б. Тихвинский, 1976; Р. Ё. Мотылянская, 1978; Р. Робертс, Р. Кларк, 1974, и др.).
Установлено, что на начальных этапах спортивно» подготовки юных спортсменов наиболее рационально использовать тренировочные нагрузки преимущественно аэробной направленности. В последующем целесообразно применять средства, способствующие развитию анаэробных источников энергетического обеспечения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.