Адаптация Юных спортсменов.

К сожалению, многие вопросы адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам еще исследованы слабо. Например, существуют противоречивые представления о продолжительности восстановительных процессов после различных физических упражнений. Одни исследователи (А. А Маркосян) отмечают, что после напряженных тренировочных нагрузок у юных спортсменов восстановительные процессы более продолжительны, чем у взрослых. Другие исследователи (М. Я. Горкин) указывают, что у детей преимущественно после непродолжительных скоростных упражнений восстановительные процессы протекают быстрее, чем у взрослых. В этой связи представляет интерес высказывание видного специалиста юношеского спорта, воспитателя многих рекордсменов В. Алексеева: «Дети в несколько раз быстрее восстанавливают потерянную энергию, и на этом основывается их многочасовая готовность к движению».

 

К числу недостаточно разработанных следует отнести вопросы диагностики состояния юного спортсмена, медико-физиологической оценки готовности на различных этапах спортивного совершенствования. В настоящее время происходит интенсивный набор экспериментального материала, поиск наиболее удачных тестов, отражающих особенности растущего организма, выявляются новые методические подходы к оценке функционального состояния юных спортсменов. Так, разбираются некоторые вопросы тестирования работоспособности юных спортсменов с позиции теории автоматического регулирования.

Известно, что генетическая информация в значительной мере влияет на рост и формирование организма, основные приспособительные реакции его на воздействие внешней среды, функциональные возможности систем энергообеспечения, темпы развития силы быстроты выносливости. Генетический фактор, обусловливающим возникновение в определенные возрастные периоды какого-либо признака (свойства), может  в полной  мере проявиться только при адекватном взаимодействии с соответствующими условиями внешней среды.

По данным В. Б. Шварца, максимальное потребление кислорода, которое, как указывалось ранее, определяет развитие выносливости на 80%, обусловлено генетически и лишь на 20% определяется средовыми факторами. Проф. Р. Е. Мотылянская (1971) считает, что к группе генетически обусловленных факторов относится: 1) соматический тип (строение тела); 2) ритм и темп биологического созревания; 3) двигательная координация; 4) устойчивость организма к кислородной недостаточности; 5) некоторые психологические (личностные) особенности спортсменов: настойчивость, трудолюбие, устойчивость спортивного интереса. С последним нельзя полностью согласиться. Признание за генетическим фактором решающей роли в развитии личностных качеств, несомненно, умаляет значимость воспитания, роль внешней среды, особенно на ранних этапах развития детей, когда закладываются черты будущего характера.

Развитие двигательных качеств также есть итог тесного союза врожденного и приобретенного. Взять хотя бы такое двигательное качество, как быстрота, которое слагается из частоты движений, скорости одиночного движения и быстроты реакции. Оказалось, что частота движений, быстрота реакции наиболее успешно развивается с 8 до 12 лет. В этом возрасте тренировка дает наибольший эффект. В последующие возрастные периоды частота движений стабилизируется и прирост ее в результате упражнений становится меньше.

Развитие ловкости также наиболее успешно происходит в 10—13 лет, а к 14 годам подросток достигает в этом качестве известной, по образному выражению проф. В. С. Фарфеля, двигательной зрелости. Рекомендуют развивать быстроту и ловкость в первую очередь, ибо они являются цементирующими качествами, определяющими прочность здания спортивного совершенствования в любом виде спорта. Таким образом, в настоящее время определены наиболее результативные возрастные периоды развития отдельных двигательных качеств, роста спортивных результатов.

Но здесь следует отметить одно важное обстоятельство. В последние годы в ряде исследований показано, что при оценке истинного возраста юного спортсмена следует ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст. Последнее важно, ибо физическое развитие, работоспособность, функциональные возможности двигательного аппарата и внутренних органов, т. е. все то, что определяет уровень биологического развития, не всегда соответствует паспортному возрасту. Установлено, что у юных спортсменов важными индикаторами биологического возраста являются индивидуальные темпы полового созревания, «костный возраст» (сроки формирования костной ткани), смена молочных зубов на постоянные.

Оказалось, что развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости), а также приспособительных реакций к недостатку кислорода, мышечным нагрузкам, аэробная производительность (по данным МПК) у подростков 12—16 лет находится в зависимости не столько от паспортного возраста, сколько от индивидуальных темпов биологического созревания. Так, подростки, опережающие сверстников в темпах биологического роста, имеют более высокие показатели абсолютной силы мышц, быстроты, прыгучести, максимального потребления кислорода. У подростков различного паспортного возраста, но с идентичным уровнем биологической зрелости рассматриваемые показатели различаются несущественно (В. М. Волков, 1966, 1978; Р. Е. Мотылянская, 1968 Ю. М. Арестов 1968; В. П. Луговцев, 1971, и др.).

Неодинаковые темпы развития подростка одного и того же паспортного возраста нередко вводят в заблуждение тренера в отношении истинных способностей юных спортсменов. Часто высокий спортивный результат в детские и юношеские годы является следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранними сроками биологического созревания. Таким образом, акцент при спортивном отборе на биологически опережающих детях не всегда приводит к успеху. Часто подростки с замедленными темпами развития являются потенциально более способными, но их одаренность проявляется позднее.

Биологический возраст особенно важно учитывать в связи с акселерацией, т. е. ускоренным развитием современной молодежи. Так, например, в настоящее время окостенение хрящевых элементов кисти и предплечья (показатели «костного возраста») наступает на 1—2 года раньше, чем это происходило 20—25 лет назад.

Множество гипотез пока не дает полного ответа на вопрос о причинах акселерации. Не последнюю роль в данном процессе отводят новым формам обучения и воспитания, занятиям физической культурой и спортом. Оказалось, что акселерация коснулась не только всех признаков организма. Для одних признаков характерно явно выраженное ускорение на всех этапах развития (например, для длины тела), для других — ускоренное развитие отмечается лишь в 12—14 лет (например, ширина плеч, диаметр мозга). Наконец, есть признаки, которые совсем не испытывают акселерации (сагиттальный диаметр груди). Более того, грудная клетка современных детей становится все более уплощенной (А. А. Гладышева, А. А. Гуминский). По мнению проф. В. В. Розенблата, акселерация может быть гармоничной, т. е. касаться подавляющего числа размеров тела, или односторонней (негармоничной), затрагивающей преимущественно длину тела.

Одновременно специалисты отмечают, что акселерация затронула не всех. Наряду с подростками-акселерантами значительную группу составляют подростки-ретарданты, т. е. отстающие в темпах физического развития. В результате в настоящее время увеличился диапазон индивидуальных различий. Последнее предполагает усиление индивидуального подхода к занимающимся физической культурой и спортом.

Для рационального отбора талантливой молодежи прогнозирования спортивных достижений важно определить взаимосвязь между исходными (ювенальные показатели) и конечными (дефинитивные показатели) результатами. Первоначальные представления о доминантной роли ювенильных показателей в прогнозе последующих достижений не оправдались.

Оказалось, что исходные показатели силы, быстроты и выносливости, зафиксированные на первых отборочных соревнованиях и прикидках, не всегда правильно отражают будущие успехи юного спортсмена. По данным Н. Ж. Булгаковой, В. М. Зациорского, Н. М. Кремлевой итоговые достижения пловцов к концу второго года занятий практически не зависят от результатов первоначального тестирования. Между исходными и конечными результатами в беге на 100 м и в прыжках в длину с разбега также была установлена слабая связь. Таким образом, в данных случаях не исходные спортивные достижения, а индивидуальные темпы развития двигательных качеств, функциональных возможностей в процессе тренировки в большей степени связаны с конечными спортивными результатами. Следовательно, оценка темпов прироста может быть своего рода лакмусовой бумажкой, которая позволит определить не только настоящие, но и будущие успехи юного спортсмена. Эти данные свидетельствуют не только об относительной прогностической значимости исходных результатов, но и настойчиво рекомендуют не спешить с отсевом юных’ спортсменов. Многие видные тренеры отмечают, что поспешность при отборе, форсированная подготовка юных спортсменов являются серьезной помехой на пути спортивного совершенствования.

В связи с этим уместно привести слова выдающегося педагога нашего времени В. А. Сухомлинского, которые имеют прямое отношение к спорту. «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос… Ему невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет».

В настоящее время еще нет достаточно ясных ответов на вопросы: в какой степени используемые в практике спорта средства и методы тренировки способствуют устойчивому подкреплению врожденных, биологически обусловленных способностей юных спортсменов? Не происходит ли «истощение» генетических задатков одаренности к тому периоду, когда, согласно общебиологическим закономерностям возрастного развития, уровень функциональных возможностей организма должен достигнуть наивысшего развития? Не исключено, что слабая научная разработка данных вопросов является одной из причин ухода из спорта многих юных талантов.

Над ответами на эти и другие вопросы подготовки спортивных резервов трудится в настоящее время большая армия исследователей.

Добавить комментарий