Общение спортсменов.

В практике исследований малых спортивных групп в большинстве случаев изучают либо непосредственное общение участников совместной деятельности (спортсменов между собой и с тренером), либо межличностные отношения, установившиеся между ними. А между тем наблюдения и специальные исследования показывают, что социально-психологические воздействия не ограничиваются этими двумя, хотя и важными, формами взаимных влияний.
В связи с этим возникает задача специального исследования других форм микросредовых влияний на поведение и деятельность спортсмена, выявления их относительной значимости в связи со спецификой различных видов спорта. Это тем более важно, поскольку речь идет о взаимовлияниях спортсменов в процессе совместной деятельности. В индивидуальных видах спорта действия соперников также нередко имеют выраженный социально-психологический подтекст и вызывают соответствующие изменения в их состоянии, поведении и деятельности. Следовательно, комплексная характеристика социально-психологических условий подготовки и выступления спортсменов в соревнованиях предполагает учет относительной значимости источников и формы микросредовых влияний.

Для обоснованного управления командой с учетом социально-психологических условий ее подготовки недостаточно даже полного представления о характере и межличностных влияний, объектом которых является конкретный спортсмен. Решающее значение имеет объективизация последствий социально-психологических воздействий на спортсмена, выявление положительного или отрицательного психологического эффекта от его пребывания в конкретной микросреде. Различные формы микросредовых и межличностных влияний могут по-разному влиять на систему ведущих отношений и ценностных ориентаций спортсмена, иерархию его мотивов, эмоциональное состояние и результативность его деятельности. В настоящее время наиболее актуальным представляется исследование эмоционального состояния спортсмена в конкретной микросреде и выявление особенностей его субъективного отражения и переживания своих значимых межличностных связей и отношений  и всей совокупности социально-психологических условий его деятельности.

Исследование зависимостей между этими параметрами и характером микросредовых и межличностных влияний представляет, на наш взгляд, второе перспективное направление социально-психологических исследований в спорте, имеющее несомненный теоретический и практический интерес для дальнейшего совершенствования системы подготовки спортсменов.

В рамках этого направления особенно актуально изучение эмоциональных состояний спортсменов в различной микро-среде или при общении и взаимодействии с тренером, товарищами по команде и непосредственными партнерами. Эмоциональное самочувствие члена группы в конкретной среде дает представление об особенностях его субъективного отражения и переживания своих значимых межличностных связей, отношений и контактов с ближайшим окружением.

Добавить комментарий