Первые трудности спортсменов

Первой проблемой, которая здесь возникает, является выявление относительной значимости тех или иных людей в процессе подготовки спортсмена. Речь, в частности, может идти об исследовании того, какую роль играют контакты с различными людьми в индивидуальных и коллективных видах спорта, о том, как влияет на активность и продуктивность подготовки спортсмена наличие, ограниченный контакт или отсутствие общения с определенными людьми. Естественно, не последнюю роль при этом будет играть характер деятельности (индивидуальный или коллективный, количество участников, взаимосвязанность их функций, интенсивность вынужденных контактов в ходе деятельности и вне ее, наличие основного и дублирующего составов и т. д.).

 

Здесь целесообразно наметить два аспекта проблемы общения с учетом личностных особенностей спортсмена — потребность в общении и умение общаться. При этом, с одной стороны, выясняются последствия пресыщения вынужденными ежедневными контактами с ограниченным кругом людей, которое усугубляется, как правило, невозможностью его компенсации за счет «вне деятельностного», дружеского общения (отсутствие близких друзей, знакомых, семьи). В гребле, например, симптомы взаимной пресыщенности могут наблюдаться в отношениях спортсмена с тренером за 1,5—2 месяца до ответственных стартов, особенно при двух-трех тренировках в день. В этом случае у спортсмена возникает негативное отношение к замечаниям, указаниям и советам тренера, независимо от их уместности и своевременности. Спортсмену хочется побыть одному, он начинает воспринимать присутствие тренера как излишнюю опеку и даже недоверие к себе.

С другой стороны, важно учитывать и влияния объективного или субъективного дефицита в межличностных контактах и связях с определенными людьми на длительных сборах. Однако потребность в общении может в ходе подготовки изменяться. Так, за 2—3 недели до ответственных соревнований у спортсменов часто наблюдается повышенная потребность во внимании тренера, связанная со стремлением убедиться в своей готовности, исправить недостатки в технике и т. д. В этом случае пассивность тренера и особенно отсутствие замечаний, которых ждет спортсмен, могут привести к скрытому недовольству и даже к серьезным межличностным конфликтам.

В командных видах спорта контакты тренера с отдельными спортсменами имеют свою специфику. Дело в том, что все обращения и замечания тренера, направленные конкретному спортсмену, постоянно воспринимаются его партнерами по команде как косвенная оценка и их действий. Одновременно происходит сопоставление формы, содержания и интенсивности контактов тренера («почему меня тренер не называет по имени, как других?», «почему мне он не говорит ничего или, наоборот, почему делает замечания только мне?» и т. д.).

В командных видах спорта, где затруднена объективная оценка вклада каждого участника в совместную деятельность (например, в академической гребле), партнеры ориентируются главным образом на замечания тренера и свои субъективные ощущения. В этом случае замечания тренера могут вызвать неблагоприятные взаимные влияния и даже конфликты в экипаже, поскольку спортсмены реагируют не только на замечания, обращенные к ним лично или коллективно, но и на оценки и указания тренера в адрес других партнеров. Конфликтные ситуации могут вызвать не только замечания тренера, но и другие обстоятельства. Так, различия в вегетативных сдвигах на определенную нагрузку (например, по ЧСС) при фронтальном контроле могут интерпретироваться партнерами как свидетельство недостаточной самоотдачи или низкой тренированности спортсмена и вызывать соответствующие негативные реакции по его адресу и как следствие — напряженность в деловых и межличностных отношениях. Как и при оценке техники в коллективных видах спорта, здесь особое значение имеет такт тренера и понимание им возможных социально-психологических последствий оценок и замечаний по адресу отдельных спортсменов.

Другим параметром в характеристике социально-психологических воздействий является модальность, или форма, влияний. Известно, что на человека, включенного в коллективную деятельность и конкретную микросреду, действует присутствие других людей в неявном виде, подразумевающее возможность положительной или отрицательной оценки личности, необходимость следовать определенным групповым нормам и нравственным эталонам, выполнять ролевые функции.

 

Добавить комментарий