Об а аппетите и режиме питания.

Много сказано и написано об аппетите. В переводе с латинского слово «аппетит» означает ощущение голода. У здорового человека аппетит связан с потребностью организма в приеме пищи, является положительной эмоцией. «Приятного Вам аппетита!» — это доброжелательные слова, которые мы всегда адресуем тем, кто намерен принять пищу или уже приступил к еде.

 

Почему возникает аппетит? На этот вопрос впервые ответил великий физиолог академик И. П. Павлов. Своими научными исследованиями он установил, что в головном мозгу (в коре его и подкорковых отделах) имеется пищевой центр. Если у человека желудок и кишечник свободны от пищи, а в крови мало питательных веществ, то на пищевой центр начинают действовать нервные импульсы, поступающие из органов пищеварения. Такие воздействия приводят пищевой центр в состояние некоторого возбуждения и появляется аппетит — стремление и желание поесть. И. П. Павлов и его сотрудники научно доказали, что на пищевой центр и аппетит влияет не только сама по себе съедаемая пища, но и условия («условные раздражители», как говорил ученый), сопутствующие еде. К условным раздражителям относятся вид и запах пищи, обстановка, в которой принимается пища, вид человека, приносящего пищу, звон посуды и даже время приема пищи. Теперь становится понятным, почему пища, поданная в красиво оформленном виде, в чистой посуде и уютной комнате вызывает отличный аппетит, и наоборот, если прием пищи осуществляется в антисанитарной обстановке, еду подают в некрасивой посуде, в неряшливом виде, то желание поесть как-то само по себе исчезает, угасает аппетит.

Аппетит во многом зависит от приема пищи в строго установленные часы, от режима питания. Когда говорят о режиме питания, имеют в виду соблюдение определенных интервалов между приемами пищи, оптимальное распределение ее в течение дня с учетом спортивных и других нагрузок, физиологического состояния организма. Дело в том, что интервалы времени «срабатывают» как условные раздражители и поэтому в определенное время дня аппетит «напоминает» человеку, что пора принять пищу. Недаром чехи говорят: «Самые точные часы — желудок».

Если грубо нарушается обычная периодичность в приеме пищи, аппетит непременно ухудшается, человек съедает пищу без особого желания и удовольствия, больше по необходимости. В зависимости от возраста школьника определяется суточный объем пищи и разовые порции ее. Режим питания находится в тесной связи с режимом дня школьника. Наиболее благоприятным для учащихся является режим четырехразового питания, с интервалами между приемами пищи в 4—5 часов. Трехразовое питание менее желательно для школьников, а прием пищи только ‘2. раза в сутки недопустим вовсе, так как при этом появляется чувство голода, понижается трудоспособность, ухудшается настроение.

Для учащихся, посещающих школу в первую смену, рекомендуется следующий режим питания: завтрак — в 7.30, второй завтрак — в 11.00, обед — в 13.00—13.30, ужин — в 19.00—20.00. Учащиеся, которые посещают школу во вторую смену, должны принимать пищу в следующие часы: завтрак — в 7.30—8.00, обед —в 12.30—13.30, полдник —в 16.30, ужин — в 19.00—20.30. Распределение обще суточной калорийности во время приема пищи для школьников выглядит примерно следующим образом: завтрак первый — 20—25%, второй завтрак или полдник — 15—20% , обед — 35—40% , ужин — 20—25% . Второй завтрак или полдник учащиеся получают в школе во время большой перемены. В меню при этом включаются горячие блюда и молочные продукты, фруктовые и ягодные соки, чай и кофе. Крайне нежелательно употребление в промежутках между обычными приемами пищи конфет, печенья, яблок и других лакомств, так как при этом нарушается оптимальный режим питания, что отрицательно сказывается на аппетите и пищеварении. Правильное планирование режима питания школьника включает в себя и составление меню на целый день, и чередование блюд в различные дни, и определение, характера и объема пищи с учетом времени года и климатических особенностей, и последовательность подачи блюд. Так, во время обеда целесообразно вначале подавать сока гонные блюда (бульон, супы, закуски и т. п.), а в конце — блюда, которые тормозят сока отделение в желудке (сладкие). Такая последовательность блюд имеет важное физиологическое значение. Нецелесообразны в режиме питания резкие «перепады» в объеме и калорийности принимаемой пищи. Например, утром учащийся принял облегченный завтрак, а днем — слишком обильный обед. После такого обеда появляются ощущение переполненности желудка, сонливости, расслабленности, пропадает работоспособность. Если школьник днем выполнял значительные физические нагрузки (например, во время сельскохозяйственных работ), обедать он должен спустя 1—2 часа после отдыха. Ужин надо принимать за 2—3 часа до отхода ко сну. Тогда активность пищеварения к моменту наступления сна будет незначительной и школьник спокойно уснет. Отрицательное влияние на глубину и продолжительность ночного сна оказывает неправильная организация ужина, как, например, обильность пищи, включение в меню ужина блюд, возбуждающих нервную систему (мяса, кофе, какао, крепкого чая), вызывающие жажду (соленые овощи, грибы, сельдь и т. п.). Во время ужина не надо перегружать организм жидкостью. Суточный набор продуктов для детей школьного возраста в течение недели необходимо разнообразить, чтобы исключить опасность однообразия в питании. Так, яичница или котлеты покажутся вкусными, если эти блюда повторяются в меню не чаще одного раза в неделю. Неудачным окажется такой суточный рацион, в котором одно и то же блюдо (например, каша или картофель) будет повторяться. Если долгое время употребляется однообразная пища, даже очень вкусная и высококачественная, аппетит угнетается. Это явление объяснил еще в прошлом столетии выдающийся физиолог И. М. Сеченов. Дело в том, говорил этот ученый, что любой однообразный раздражитель, действующий на нервную систему многократно, непременно вызывает в ней состояние торможения. Данное положение распространяется и на функцию пищевого центра. И. М. Сеченов приводил такой пример: если человека ежедневно кормить таким изысканным блюдом, как жареный рябчик, то вначале эта пища окажется чрезвычайно аппетитной и вкусной. Через несколько дней она окажется менее приятной и желаемой, а еще позже на этих рябчиков противно будет смотреть. Отсюда становится понятным,  насколько важно для сохранения хорошего аппетита разнообразие пищи в течение дня и недели, месяца и даже года. Хороший аппетит во время еды во многом зависит от тщательного пережевывания пищи, от правильного приготовления и оформления первых блюд, обладающих свойствами повышать секрецию пищеварительных желез. Отсюда и мудрая народная пословица: «Аппетит приходит во время еды». Особенно хорошо стимулируют аппетит капустные отвары, овощные и мясные бульоны и супы. У человека нередко бывает избирательный аппетит: он охотно ест одни виды пищи и безразлично или даже негативно относится к другим. Этим аппетит во многом отличается от голода, когда появляется острая необходимость и желание принять любую пищу. Чувство голода субъективно неприятно для человека. Человек при этом испытывает не только резко повышенный аппетит, желание съесть любую пищу, но и голодные боли в животе, урчание в желудке и кишечнике, тошноту, слабость, головокружение, головную боль. Как только происходит насыщение организма пищей, чувство голода проходит, исчезают сопутствующие ему неприятные ощущения и другие признаки. Некоторые школьники испытывают чувство голода, когда пренебрегают режимом питания, легкомысленно относятся к необходимости принять пищу вовремя и в достаточном количестве. Часто у детей есть любимые блюда: одним больше нравится сладкое, другим — соленое, острое. Однако, своими пищевыми пристрастиями надо руководить, брать их под «контроль». Дело в том, что практически любая пища, употребляемая в избыточных количествах или однообразном виде, рано или поздно приведет к нежелательным результатам. Так, если часто и много употребляются легко усваиваемые углеводы (сахар, варенье, конфеты и т. п.), развивается ожирение, нередко появляются признаки аллергии, может даже возникнуть такое серьезное заболевание, как сахарный диабет. Питание учащихся меняется в определенной степени в зависимости от времени года. Летом и осенью в рационе школьника значительное место занимают свежие фрукты, ягоды, овощи, зелень. Первые блюда при этом хороши в виде окрошки, холодных борщей, супов из свежих фруктов и ягод. В зимнее время и осенью больше отводится места горячим супам, бульонам, борщам. Однако во вторые блюда в любое время года непременно включаются мясные и рыбные продукты в различной кулинарной обработке, а также яйца и молочные изделия.

Добавить комментарий