Исследования личности спортсмена

Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить некоторым проблемам исследования личности спортсмена, мотивации в спорте, диагностике и регуляции пред соревновательных психических состояний и методам исследования.
Выбор именно такого круга вопросов определяется как логикой развития современных психологических исследований в спорте, так и тем обстоятельством, что большинство из этих проблем будет специально рассматриваться в ходе работы II Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе» в Тбилиси.
Так как важнейшие вопросы психологии индивидуальных различии, темперамента в спорте, двигательных способностей и психомоторики, спортивной психогигиены и психического стресса уже достаточно полно освещены в отдельных работах Б А Вяткина А. Д. Ганюшкина, Е. П. Ильина. Ю. Я. Киселева, Н. М. Пейсахова Е. Н. Суркова, В. М. Шадрина и других советских психологов спорта, эта проблематика специально не будет рассматриваться.

 

Для того чтобы успешно работать со спортсменом и решать задачи обучения, воспитания и подготовки его к деятельности в ответственных, общественно значимых условиях, совершенно необходимо иметь достаточно точное и полное представление о его индивидуально-психологических, личностных и социально-психологических особенностях. Именно поэтому исследование личности спортсмена традиционно находится в центре внимания психологов, педагогов и тренеров. Однако, несмотря на то, что в этом направлении приобретен большой практический опыт, многие теоретические, методические и даже прикладные проблемы исследования психологии личности спортсмена еще далеки от окончательного решения.
Известно, что исследования личности в спорте начались с попыток описания как отдельных ее черт или свойств (например, тревожности, агрессивности, мотивации достижения), так и построения личностных профилей, включавших наборы относительно независимых характеристик (факторов). Одновременно широко развернулись и психолого-педагогические исследования, в которых ставилась задача качественной характеристики стержневых черт личности спортсменов (например, общественной направленности или характера, ведущих отношений к другим людям, к труду, к себе, к вещам). И хотя последнее направление исследований было оснащено с методической стороны достаточно скудно (балльные оценки, опросы с набором нередко случайных качеств без предварительной отработки методик), тем не менее все эти работы сыграли свою положительную роль. В частности, они позволили более четко сформулировать действительно важные в спорте проблемы, осознать недостаточность простого описания личностных особенностей спортсменов, отобрать «работающие» в условиях спортивной деятельности методики.
На первых этапах изучения личности речь шла главным образом о сопоставлении:
систематически занимающихся и не занимающихся спортом;
спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта;
спортсменок и спортсменов различного возраста с разным стажем систематических занятий, уровнем подготовленности и квалификации;
спортсменов высокого класса, успешно и не успешно (стабильно и нестабильно) выступающих как в отдельных соревнованиях, так и на протяжении всей спортивной карьеры.
Эти вопросы будут рассмотрены подробнее в разделе психологических методов исследования.

Добавить комментарий