Психологические проблемы спорта

Ученые, тренеры, спортсмены и руководители физкультурного движения все больше убеждаются в важной роли, которую играет психологический, человеческий фактор в современном спорте. Это, в частности, проявляется в более высоких требованиях к практической, прикладной направленности методов и результатов психологических исследований.
По мере усложнения представлений о психологических факторах, действующих в условиях современного спорта, особенно четко проявляется дифференциация и специализация психологических исследований. Так, в настоящее время изучают обще психологические проблемы в спорте (психические процессы, состояния, структуру спортивной деятельности), рассматривают вопросы, относящиеся к сфере дифференциальной психологии и психологии личности или спортивного коллектива либо к разделам возрастной и педагогической психологии.
Наряду с расширением области изучаемых психологических явлений в спорте отчетливо прослеживается и углубление анализа отдельных проблем (сравнительное исследование отдельных вопросов в различных видах спорта, использование комплексных методов и системного подхода и т. д.).
Кроме того, широко развивающиеся, особенно в последнее время, профессиональные контакты и сотрудничество спортивных психологов разных стран способствуют освоению наиболее перспективных методик, обсуждению актуальных проблем, повышению требований к методическому и теоретическому уровню исследований, к качеству практических рекомендаций, формулируемых на основании получаемых результатов. Достаточно сказать, что за последние годы в 18 странах мира созданы федерации или общества психологов спорта, которые являются членами Европейской международной федерации спорта либо Международного, общества психологии спорта. Обе эти организации способствуют усилению взаимного обмена полезной информацией между специалистами по спортивной психологии и физическому воспитанию. Одной из форм такого сотрудничества является проведение совместных сравнительных исследований по общим проблемам, участие в кросс культурных проектах с применением одинаковых методик и подходов. Достаточно упомянуть в этой связи исследование с использованием сокращенного варианта MMPI, в котором приняли участие психологи 11 стран, а также исследование тревоги в спорте, в котором изъявили желание участвовать более 50 психологов спорта из 20 стран мира.
Анализ состояния современной психологии спорта показывает, что перспективы развития этой науки во многом зависят от успешного освоения и внедрения в практику результатов исследований. В связи с этим представляется своевременной разработка специальной технологии внедрения достижений спортивных психологов. Для этого уже сейчас необходимо оценить все важнейшие исследования по психологии индивидуальных различий, мотивации достижения, групповой деятельности, психических состояний и стресса с точки зрения: а) их практической перспективы (ближайшей и отдаленной, б) сферы возможного применения (в обучении, тренировке, воспитании), в) наиболее вероятного потребителя (тренер, спортивный педагог, руководитель, спортсмен, родители, общественность), г) доступности (для самостоятельного применения, с эпизодическим участием психолога, под систематическим контролем специалиста) .
Одновременно важно провести психолого-педагогический анализ спортивной деятельности и имеющегося опыта научно-практической работы психологов в командах, с тем чтобы выделить виды спорта, категории работников, конкретные ситуации и проблемы, где роль психологического фактора особенно велика. При этом необходимо выяснить также и реальные потребности тренеров, спортсменов в определенных формах научно-практической помощи психологов (консультативной, методической, психотерапевтической) и их установки на совместную работу с психологами.
Вполне понятно, что дать исчерпывающую характеристику состояния и перспектив’ развития психологических исследований в спорте как у нас в стране, так и за рубежом в рамках небольшой статьи достаточно трудно. Тем более что в последнее время -отдельные и довольно успешные попытки подведения промежуточных итогов работы психологов в спорте уже предпринимались (А. Ц. Пуни, А. В. Родионов, 1973, В. М. Мельников, 1978, К. Файге, 1977, У. Ф. Страуб, 1978, А. К. Фишер, 1976).
Поэтому наша основная задача — рассмотреть узловые проблемы психологии спорта с акцентом на ситуациях, сложившихся в практике исследований. Такого рода анализ позволит ответить на вопрос о том, в какой мере психология спорта уже сейчас может активно участвовать в решении задач спортивной практики. Очевидно, что рассмотрение подобных вопросов важно не только для спортивных психологов, но и для педагогов, тренеров, руководителей и специалистов других разделов спортивной науки, поскольку речь идет о развертывании их сотрудничества и повышении продуктивности совместной работы.

Добавить комментарий