Формирование социальных потребностей и интересов

Формирование социальных потребностей и интересов— процесс очень длительный и сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях — все это осуществлялось в различных условиях по-разному. В городе быстрее, чем в деревне; в центральных областях интенсивнее, чем, скажем, в среднеазиатских республиках; среди молодежи быстрее, чем среди взрослых; среди мужского населения легче, чем среди женщин, и т. п.

 

Социалистическое общество, способное планировать ведущие социальные процессы, может планомерно формировать облик нового человека, развивать в нем коммунистические черты, помогать изживать пережитки. Таким образом, советская наука рассматривает ценности жизни с точки зрения значимости объективной действительности для жизнедеятельности человека. Значит, чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.
Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания (в широком смысле слова) нового человека — строителя коммунизма. Тем самым он отвечает основной социальной потребности нашего общества.
Спорт, как область социальной деятельности, способствует созданию ценностей материально-технического порядка (Дворцы спорта, бассейны для плавания, лыжные, гребные базы, спортивный инвентарь и т. п.). Будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности в виде науки (идейные, методологические, теоретические, исторические, медико-биологические и др.), ценности организационно-управленческого плана (система управления, организации и руководства), кадры интеллигенции, работающей в данной области.
В общей системе подготовки кадров физическая культура занимает особое место. Специалистов по спорту в стране готовят сотни учебных заведений (институты и техникумы физической культуры, факультеты физического воспитания при университетах и педагогических институтах) .
Область спорта — сфера не только потребления, но и создания культурных ценностей, постоянного роста объема и качества специфической и совершенно необходимой обществу информации. В сфере спорта реализуется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в непосредственном общении с людьми. Последнее же формирует ценностные ориентации и идеалы личности.
Значит, спорт можно с полным основанием отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. Ценности здесь могут проявляться либо в форме здоровья, физического совершенствования, либо в виде конкретных результатов (занятого места, рекорда), либо опосредованно — в виде повышения производительности труда, повышения уровня боевой подготовки (в армии), общей воспитанности и культурности человека.
Спорт представляет собою одну из тех областей деятельности человека, в которой его сущностные силы во всем их многообразии связей раскрываются на предельных или субпредельных уровнях. Установление рекорда, скажем, и есть конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и коллектива, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием сотен и даже тысяч спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.
Результаты творчества в сфере физической культуры материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики, создании новых спортивных снарядов и, наконец, в мастерстве самого спортсмена не только в области спорта, но и в области его трудовой, профессиональной деятельности.

Добавить комментарий