Ценностный аспект спорта

Проявляется и через его коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения как на уровне присутствия, так и на уровне действия.
В спорте выделяются следующие основные группы ценностей: ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, самой деятельности, ее эмоциональными моментами; общение; красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой); физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества); материальные ценности (различные льготы со стороны общества), знание; социальное признание; авторитет; волевые качества; самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать свои способности); полезность другим (чувство необходимости для других).
По данным некоторых ученых, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение.
Другая группа ценностей (материальные льготы, социальное признание, авторитет, самоактуализация) имеет активную значимость, увеличивающуюся с повышением уровня мастерства. Ценность, связанная с достоинством личности и чувством долга перед окружающими (быть полезным другим), характерна больше для женщин и спортсменов с высоким спортивным статусом. Японский социолог Т. Кавагути пишет, что победа в игровом состязании стала истинной моральной ценностью, источником огромного удовлетворения и радости не только для самих спортсменов, но и для миллионов их поклонников. Самую возвышенную особенность культуры спорта японский социолог видит в том, что физическая подготовленность повышает жизнеспособность личности.
Важной социальной ценностью является классовая, общечеловеческая и профессиональная этика. Советская спортивная этика является одной из специфических форм проявления общих моральных принципов нового общества. Так же, как и коммунистическая мораль, в целом советская спортивная этика впитала в себя лучшие общечеловеческие нормы нравственности, выработанные в историческом процессе нравственного прогресса: честность, справедливость, уважение к человеку, скромность и т. п. Этика советского спортсмена представляет собой совокупность исторически сложившихся норм и правил поведения спортсмена, определяющих его отношение к Родине, обществу, коллективу, спортивному долгу, процессу спортивного совершенствования и спортивной борьбы.
Исследование аксиологических аспектов спорта позволяет более полно раскрыть его социальную значимость в современном обществе. Эти исследования позволяют также шире использовать его и как одно из важных средств формирования ценностей и ценностных ориентаций. Спорт в социалистическом обществе, нуждающемся в физическом развитии веек своих граждан, становится важным ориентиром эталонного значения в системе ценностей.
Если физическое воспитание как продукт длительного опыта способствовало направленному развитию физической сферы человека, то и специальная организация его состязательных средств относится к культурной деятельности общества. Некоторые виды спорта, появившись в отдельных регионах или этнографических группах, в процессе развития становятся принадлежностью всего народа, входят в состав его национальной культуры, а впоследствии могут занять определенное место и в мировом спорте.
Формирование ценностного отношения к физической культуре особенно важно для выработки индивидуальной и групповой установки к занятиям физической культурой лиц среднего возраста, составляющих существенную часть творческого потенциала общества.
В капиталистическом мире спорт утрачивает свою ценность в связи с тем, что выступает в роли товара. Именно поэтому растет интерес к спорту со стороны финансовых воротил, использующих его для рекламы своей продукции, для получения доходов от спорта побочными путями. Кроме того, спорт часто является привилегией богатых людей, которые имеют время и деньги для спортивных занятий. Демократические силы капиталистических стран ведут борьбу против подчинения спорта денежным интересам, за использование спорта в качестве действительного средства развития человека, его физического, гражданского и морального воспитания.
В процессе конкретных социологических исследований, проведенных советскими учеными, удалось установить, что спортивная активность регулируется комплексом ценностных ориентаций (функциональное содержание самой спортивной деятельности, физическое совершенствование, волевые качества, общение и др.). Для молодых людей, имеющих высокий уровень спортивного мастерства, спорт служит основной сферой самоактуализации. В работах М. А. Арвисто отмечается, что социальное признание, желание быть полезным для общества — ценность спорта, связанная с чувством личного достоинства и долга перед окружающими.
Большой социальной ценностью является свободное от работы время, которое является истинным мерилом богатства общества. Свободное время не есть время, свободное от обязанностей перед обществом. Досуг — это время, от характера заполнения которого в значительной мере зависит и труд, и развитие человека, и его моральный облик. Эффективность досуга в значительной мере определяется степенью действенности системы учреждений, обеспечивающих содержательную сторону свободного времени. И здесь очень важная роль принадлежит спортивным организациям, которые должны обеспечить разумный активный отдых, восстановление сил, развитие способностей, борьбу против вредных наклонностей (к алкоголю, курению, хулиганству). Ценность спорта обусловлена возможностью его использования в качестве действенного средства удовлетворения биологических и социальных потребностей человека и культурных запросов общества.

Добавить комментарий