Физическая культура

С духовной культурой физическая культура связана такими аспектами, как наука, политика, спортивная этика, эстетика и др.
Общая культура, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие физической культуры, она вооружает физическую культуру необходимым комплексом материального и духовного обеспечения.

 

В то же время культура получает от физической культуры специфическую информацию такого качественного направления, которую она не может получить ни из какого другого источника. Эта информация обогащает культуру, дает ей возможность на основе интеграции и переработки разноплановой информации двигаться вперед в знаниях о человеке. Это позволяет составлять опережающие программы, вносить в них коррекции, оперативно воздействовать на сам процесс развития.
Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о преимущественном информативном значении физической культуры среди других видов культуры, а только о том важном значении, которое имеет прямая и обратная связь в системе «культура — физическая культура» для накопления и переработки информации в области культуры.
Таким образом, представляется правомерным рассматривать культуру как единство сторон материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности), духовной (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, литературы, философии, просвещения и т. д.) и физической культуры (один из непременных и обязательных факторов формирования всесторонне и гармонически: развитой личности; физическая и морально-волевая подготовка человека к разносторонней активной и социально полезной деятельности, раскрытие физических потенций и создание физического фонда деятельности).
Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой, является ее живой, органической частью. Культура никогда в ходе своего исторического развития не теряла связи с физической культурой, а последняя всегда опиралась в своем развитии на достижения культуры (науку, философию, мораль и т. п.).
Социальная сущность физической культуры. Физическая культура возникла в недрах общей культуры в процессе исторического развития человеческого общества. Уже на первых стадиях своего существования человечество вынуждено накапливать опыт в способах, приемах, средствах овладения природой, окружающей средой, совершенствовать производство и орудия труда. Этот опыт необходимо передавать подрастающему поколению. Возникает обучение, воспитание. На ранних ступенях первобытного общества это воспитание было преимущественно физическим.
В ходе исторического процесса развития культуры физическая культура превращается в самостоятельную область общественно необходимой деятельности. Развитие духовной культуры (философии, науки, теории воспитания), материальной культуры (культуры материального производства, его процессов и продуктов), а также усложнение и обострение социальных отношений & процессе развития общества определяют и развитие физической культуры. Постепенно в ее недрах формируются и затем выделяются в самостоятельные части (компоненты) физическое воспитание, спорт и физическая рекреация.
Наряду с этим формируются и средства физической культуры. Первыми из них, которые осознанно стал конструировать человек на основе своей трудовой практики, были физические упражнения в виде естественных движений (бег, прыжки метания и т. п.). Они выступали в составе игр, танцев, развлечений.
В первобытном обществе физические упражнения в «чистом» виде не использовались. Только тогда, когда становится известным их целенаправленное воздействие на развитие физических качеств и двигательных навыков, возникают аналитические, искусственно созданные упражнения. То же самое происходит и с такой группой средств физической культуры, как гигиена, режим труда, питание, отдых. Если на первых порах уровень духовной культуры не дает еще возможности раскрыть внутренние механизмы взаимодействия не вполне понятных факторов (солнце, вода, воздух, питание, отдых и т. п.), то с развитием науки возникает возможность целенаправленного, заранее запрограммированного использования всех этих средств в конкретных дозах, сочетаниях, направлениях. Более того, появляется возможность контролировать текущий и конечный результат применения этих средств. Так, развитие физической культуры ведет к раскрытию физических задатков человека. Стремление к максимальным результатам заставляет искать оптимальные сочетания в использовании всей совокупности средств (физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические мероприятия, режим движения и отдыха).

Добавить комментарий