Социальная природа физической культуры

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

 

На основе естественных потребностей (в сохранении жизни, в отдыхе, движении, физическом развитии и др.) развиваются материальные и социальные потребности, которые обусловлены общественной практикой, производством материальных благ. Для нормальной жизнедеятельности индивиду необходимы здоровье, физическая сила, выносливость, активная двигательная деятельность, развитие двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма.

Поэтому одной из наиболее развитых социальных потребностей, интегрирующих все другие общественно значимые потребности, является всестороннее и гармоничное развитие личности.

Потребность в физической подготовке людей к различным видам деятельности возводит физическую культуру в ранг имманентной части культуры каждой общественно-экономической формации. В капиталистическом обществе в силу неизбежности классовой борьбы и расслоения культуры буржуазного общества на культуру господствующих и угнетенных масс физическая культура и спорт не могут не испытывать влияния этих социальных и политических явлений. Они выступают, с одной стороны, средствами укрепления престижа государств в культурном и политическом аспектах, с другой — являются сферой политической борьбы угнетенных классов. В этом аспекте спорт приобретает не только внутригосударственный, но и международный характер. Трудящиеся под руководством коммунистических и демократических партий стараются соединить международное рабочее спортивное движение с политической борьбой рабочего класса.

По мере развития научно-технической революции расширяется связь физической культуры с материальным производством и духовной жизнью общества. Растут и усложняются социальные заказы производства к физической культуре. Создаются новые методы и средства подготовки людей к производственной и военной деятельности.

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится все более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает и в этом процессе ведущее место.

Вопросы влияния систематических физических тренировок и физической подготовки на различные трудовые операции широко освещаются в специальной литературе. Доказано положительное действие физической подготовленности трудящихся в случаях выраженного физического труда. В результате систематической физической тренировки человек приобретает высокую устойчивость работоспособности и тем самым сохраняет достигнутый уровень умений и навыков.

Вместе с тем доказано, что физическая тренировка является важным средством повышения надежности деятельности человека не только в том случае, когда последняя сопряжена с необходимостью осуществления различных собственно-моторных функций, но и в процессе приема и переработки сенсорной информации. На творческий, интеллектуальный характер деятельности личности при занятиях физическими упражнениями в свое время указывал П. Ф. Лесгафт. «Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа проводилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях».

Технический прогресс, социально-экономические достижения позволяют сформировать новый тип человека, способного активно использовать заложенные в нем от природы физические качества на протяжении всей своей жизни. Понятие «новый человек» совпадает с понятием «всесторонне развитая личность». Основными параметрами ее, которые обусловлены требованиями социалистического общества, является, во первых, всестороннее развитие индивидуальных задатков, склонностей и дарований в творческие способности ко всем таким видам деятельности, которые необходимы в обществе, строящем коммунизм; во-вторых, освоение каждым индивидом достижений науки и культуры, научное мировоззрение, перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов  в третьих, гармоничное развитие духовных и физических черт личности, духовной и физической красоты.

Эстетический идеал физически совершенного человека представляет собой осознанную потребность общества. Он исторически обусловлен и имеет объективное содержание, может отражать красоту реальной жизни. В сфере физической культуры и ее средствами достаточно полно решаются основные эстетические задачи: умение понимать прекрасное в природе и обществе в материальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах.

Коренные изменения в системе социалистического производства создают широкие возможности для свободного и беспрепятственного развития всех способностей и дарований личности. Поэтому «нельзя физическую культуру сводить только к оздоровительному ее влиянию, к укреплению организма — это было бы упрощением. Это значит не видеть ее одухотворяющей роли как источника творческих сил бодрого, жизнерадостного ощущения».

Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальное будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, выше будет его культурный уровень, и наоборот, чем всестороннее развит человек, тем универсальное будут его связи со средой.

Известно, что развитие человеческих сил и способностей, производство самого человека во всей целостности его деятельного существования находит свое выражение в бесконечном многообразии продуктов его деятельности. Совершенно очевидна причастность к этому физической культуры. В ее сфере формируются разносторонние способности людей, создающие предпосылки для универсальной деятельности в системе материального и духовного производства. А степень универсальности, с какой человек осваивает природу, и есть показатель его культуры.

Социалистическое общество выступает активным преобразователем личности, утверждая лучшие ее качества, обогащая ее идейное интеллектуальное и нравственное начало. Конечно, еще далеко не все граждане нашей страны правильно осознают само содержание понятия «всестороннее развитие». А те, кто правильно понимают, не всегда сами систематически занимаются своим физическим и духовным совершенствованием. Поэтому одной из важнейших задач общества, строящего коммунизм, является повышение сознательности всех граждан во всех областях их деятельности. Это предполагает систематическое и целенаправленное воздействие на каждого члена социалистического общества с целью формирования у них определенного отношения к своим способностям и возможностям их реализации в интересах общества и самой личности.

Физическое совершенство человека отражает новую ступень в развитии физической жизнедеятельности и физических способностей человека и может возникнуть только на сравнительно высоком уровне развития материально-технических и социально-экономических условий общества. Различные аспекты физического совершенствования человека, как необходимой стороны его гармоничного развития, выражают степень сознательного и целенаправленного воздействия общества на систему его физических потенций.

Отсюда неизбежно вытекает также необходимость объективной оценки социальной значимости уровня всесторонности и гармоничности развития личности (как интеллектуального, так и физического), стремления к реализации путей его дальнейшего совершенствования и определения роли физической культуры как сложного и объективно необходимого социального явления, имманентного новому общественному строю.

Добавить комментарий