Физическая культура как часть обшей культуры.

Понятие культуры. Для того чтобы определить роль и место физической культуры в общей культуре, необходимо разобраться в современных представлениях о сущности и содержании понятия «культура».

Термин «культура» в лексиконе народов мира в настоящее время фигурирует в сотнях значений. Содержание понятия менялось в связи с развитием самой социальной категории, развитием знаний о ней, а также использованием термина для обозначения других явлений («культура вирусов», «культура злаков» и т. п.).

 

В популярной и научной литературе термин «культура» чаще всего используется идентично понятию только части ее — духовной культуры. Когда же речь идет о материальной культуре или любом другом феномене, то зачастую добавляется соответствующее определение («материальная», «исполнительская» и т. п.).

В фундаментальных источниках и справочной литературе культура, как правило, определяется как творческая созидательная деятельность, в процессе которой опрометчиво ранее созданные ценности и создаются новые. В ее содержание входят философия, идеология, наука, искусство, образование, политика, материальная культура и т. д.

Культура всегда была ареной ожесточенной классовой борьбы, поскольку в условиях существования любого антагонистического классового общества правящие классы всегда стремились узурпировать культуру и ее продукты, а угнетенные массы и их идеологи боролись за развитие народной и общечеловеческой культуры в интересах всестороннего и гармоничного развития трудящихся. Поэтому в каждом антагонистическом классовом обществе было две культуры — господствующих классов.

Западные социологи не могут не видеть и не признавать активную роль народных масс в современных социальных процессах. Однако они стараются показать не прогрессивную. Например, известный буржуазный философ X. Ортегаи-Гассет пишет, что возрастающая активность народных масс направлена против исторических ценностей, что народ не в состоянии ни понять, ни использовать эти ценности в интересах собственного совершенствования. Абсурдность этого утверждения отчетливо видна в свете ленинского определения положения талантов из народа, которых в России был непочатый край и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами.

Многие буржуазные философы рассматривают культуру только как исключительно духовное творчество, через которое личность стремится к своему аутентичному (подлинному, действительному) состоянию одиночества, обособленности от общества и всего остального мира (Ясперс, Хайдеггер, Камю). Представители теории антропологизма в культуре (Кребер, Клакхон) рассматривают ее в качестве продукта наследственного развития духовных форм общения людей, биологического или психического развития человека, т. е, по существу, с позиций субъективного идеализма.

Основой для научного определения понятия культура может быть только марксистско-ленинское учение об основных формах общественного развития, которое рассматривает культуру как деятельность и ее результаты по овладению человеком силами природы, как универсальную форму развития совокупной производительной силы человека.

В. И. Ленин указывал неоднократно на необходимость связывать культурное развитие масс с решением важнейших социальных задач, с их политической, организационной, хозяйственной работой, указывал на необходимость связи культурной работы с насущными задачами и потребностями повседневной жизни, с необходимостью учиться работать по-новому.

Всестороннее развитие личности в условиях социализма и коммунизма — процесс исторический. На каждом этапе своего развития социалистическое общество создает условия и дает возможность для развития индивидуальности, способностей и дарований каждой личности во всех областях деятельности (не только духовной). «Культура активно способствует многогранному, комплексному процессу, связанному с духовным, нравственным, физическим воспитанием, непрерывным образованием, интеллектуальным и эмоциональным совершенствованием личности»

Капиталистическое общество враждебно всестороннему и гармоничному развитию личности. Более того, при капитализме нет условий для всестороннего развития не только угнетенных, но и даже эксплуататорских классов, хотя последние имеют все необходимые для этого материальные возможности. Само общество конкуренции и эксплуатации, коррупции и гуманизма делает невозможным расцвет личности, уродует и опустошает человека. В силу этого в самых «благополучных» странах капитала чрезвычайно велик процент проституции, самоубийств, наркомании, бандитизма и т. п.

Социалистическое общество выступает активным преобразователем личности, утверждая лучшие ее качества, обогащая ее идейное, интеллектуальное и нравственное начало.

Становление коммунистической культуры заключается в известном смысле в снятии существовавшего в антагонистических формациях противоречия между классовым и общечеловеческим, в силу чего классовая культура пролетариата превращается в культуру общенародную, общечеловеческую.

Поэтому под культурой в широком смысле слова следует понимать всю совокупную деятельность человечества по созданию материальных и духовных ценностей и их использованию в процессе общественно-исторической практики людей. В это понятие необходимым элементом входит и всестороннее развитие и воспитание человека и подготовка его к многообразной деятельности.

В литературе 1930—1950 гг. всегда подчеркивалось, что основной формой существования культуры является конечный продукт человеческой деятельности, ее результат. Однако это только одна, результативная, ее сторона, поскольку культура существует не только в виде готового результата.

Сама постановка задачи всестороннего развития личности есть продукт человеческой истории. Как цель всего общества, она формулируется и получает условия для своей реализации лишь на определенном этапе истории. Всестороннее развитие человека —это прежде всего развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру личности (преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, художественной), и возможность участвовать во всех направлениях деятельности (в профессиональной, общественной, спортивной, художнической, бытовой и др.). Гармоничность и всесторонность предполагают бесконечное многообразие содержания форм, способов деятельности человека и их наиболее оптимальное сочетание.

Добавить комментарий