Эффективность массовой коммуникации

Эффективность массовой коммуникации можно измерить сопоставлением целей, сформулированных в информационной или культурной политике, с результатами в общественном сознании людей данного общества. Общественное мнение всегда связано с циркулирующей в обществе информацией, но далеко не всякая информация способна оказывать влияние на умонастроение масс, создавать общественное мнение. Сознательно отобранная, целеустремленная информация и пропаганда обладает убедительной силой и способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, сформировать взгляды и поступки людей, соответствующие общественным требованиям.

 

Все средства массовой коммуникации, которые обеспечивают циркулирование информации в области физической культуры и спорта, оказывают активное влияние на убеждения физкультурников и спортсменов, на образ их мыслей, на их взгляды и поступки.
Прямая и непосредственная зависимость между характером идеологии и типом пропаганды обусловила то обстоятельство, что в современном мире двум противоположным идеологиям соответствуют два столь же диаметрально противоположных типа пропагандистской практики — социалистический и буржуазный. Этот реальный факт получает свое осмысление в рамках самих идеологий, разрабатывающих соответствующие концепции пропаганды. Он становится объектом социологического и социально-психологического изучения, призванного обеспечить определенную идеологическую систему наиболее эффективными и действенными методами пропаганды. Основное различие этих концепций заключается в том, что социалистическая идеология видит цель пропаганды в развитии сознания масс, а буржуазная — в манипуляции сознанием. Манипулирование в данном случае выступает как одно из средств социального контроля над сознанием и поведением человека на основе создания искаженных и превратных представлений о действительности. «Цель телевизионных и радиопрограмм в коммерческом обществе, — откровенно признает американский социолог Герберт Шиллер, — заключается не в том, чтобы вызвать интерес к социальной и экономической действительности, а в том, чтобы погасить его».
Весьма характерным для буржуазных пропагандистов является искусство заставлять людей делать то, что они не стали бы делать, если бы они располагали всеми фактами о ситуации. Нетрудно заметить в этом стремление противопоставить друг другу функции пропаганды и информации.
Рассматривая пропаганду как манипуляцию сознанием, буржуазные социологи в то же время тщательно обходят вопрос о социальном характере пропаганды, о ее идейных источниках и интересах, делают попытку представить пропаганду как некий формальный механизм, в котором могут свободно циркулировать любые идеи безотносительно к их содержанию. Подобный подход к пропаганде скрывает за собой не только нежелание буржуазных ученых анализировать конкретные связи, существующие между определенным типом идеологии и определенным типом пропаганды, но также и стремление добиться определенного идеологического эффекта, выработать отношение к пропаганде как к чему-то отрицательному, приучить к мысли, что ложь и клевета не прерогатива буржуазной пропагандистской машины, а выражение естественных качеств пропаганды вообще.
В современной буржуазной литературе большое внимание уделяется социально-психологическим аспектам пропаганды. Психологизация буржуазной пропаганды, ее стремление воздействовать не столько на разум, сколько на эмоции человека, на сферу бессознательного обращения к стереотипам, игра на всевозможных обывательских настроениях и предрассудках, бесспорно, одна из ее характерных сегодняшних черт. Это не означает, что идеологическое воздействие пропаганды полностью вытесняется психологическим. Буржуазная пропаганда сегодня не менее идеологична, чем тридцать, пятьдесят и даже сто лет назад.

Добавить комментарий