Массовые коммуникации и пропаганда в области физической культуры

Научно-техническая революция, современные научные достижения, освоенные человечеством, влияют на условия функционирования культуры в обществе. Повышается техническая оснащенность культуры. Как в культурно творческом, так и в информационном процессе используется мощный арсенал техники — от телевизионных спутников до технических устройств бытового назначения.

 

В условиях социалистического общества достижения научно-технической революции способствуют, с одной стороны, росту культурных ценностей (числа издаваемых книг и журналов, количества кинофильмов, произведений изобразительного искусства, музыки и т. п.), с другой — увеличивают количество свободного времени трудящихся, которое может быть посвящено культуре. Все это придает огромную значимость агитационной и пропагандистской деятельности в различных сферах культурной жизни. Широкая сеть коммуникаций способствует вовлечению в этот процесс миллионной аудитории.
Одной из форм взаимодействия людей в процессе передачи информации от человека к человеку считается общение, или коммуникация. Психологи этим термином обозначают процессы обмена продуктами психической деятельности, а социологи вкладывают в содержание понятия «коммуникация» передачу социальной информации в обществе. Мнения психологов и социологов дополняют друг друга, подчеркивая, что общение является выражением универсального взаимодействия в коллективе людей, а коммуникация — фактором общения, психическими и социальными контактами между людьми, без которых не может развиваться общество. Существенной стороной коммуникации является ее социальная определенность, тесная взаимосвязь с общественными отношениями людей в различных сферах деятельности, в том числе и в области физической культуры.
Одним из важнейших видов социального общения стала массовая коммуникация, т. е. процесс распространения знаний, духовных и моральных ценностей, с помощью технических средств: печати, радио, телевидения, кино, театра. Несомненно, что массовая коммуникация является таким видом общения, который имеет явно выраженный социальный характер и содержит широкий диапазон психологического воздействия — от простого ознакомления и обучения до убеждения и внушения.
Нельзя забывать, что массовая коммуникация имеет ярко выраженный классовый характер и активно работает на определенное социальное общество, влияя на его общественное развитие. Распространение информации с помощью массовой коммуникации оказывает сильное идеологическое влияние на сознание и поведение людей. Поэтому тиражирование информации средствами массовой коммуникации нельзя считать простым расширением аудитории. Это — сложная система, определяемая социальными задачами и действующая в намеченном масштабе, и необходимом ритме. Миллионы читателей, слушателей, зрителей, интересующихся, например, физической культурой и спортом, включаются в систему определенных общественных отношений.
Массовая коммуникация не может существовать, если люди, образующие массовую аудиторию, не обладают выраженной общностью своих социальных чувств и не имеют одинакового политического, гражданского, национального, трудового, культурного опыта.
Решающее значение имеет практика реального общественного бытия человека, связанная с содержанием информации, получаемой в процессе обучения, воспитания или пропаганды. Следует иметь в виду, что силы «социального сцепления» должны быть достаточно мощными, чтобы представители разнородной аудитории испытывали потребность в отождествлении себя с данной социальной группой, классом, народом.
Любое средство массовой коммуникации в нашей стране является инструментом распространения идей социалистического общества. Деятельность этих средств по распространению информации и ее социальные последствия определяют особенности процессов массовой коммуникации, присущих советскому обществу, обществу стран социалистического содружества.

Добавить комментарий