Влияние спорта на интеллектуальное развитие

Эффективность усвоения двигательного опыта в спорте связана со способом формирования и уровнем психологической структуры двигательного действия (физического упражнения). Процесс формирования сознательного двигательного действия — произвольно управляемый акт, сопровождаемый значительной интеллектуальной активностью, которую нужно преднамеренно обеспечивать и направлять в процессе обучения. Поступающая при этом в сознание занимающихся информация подвергается сложной и многостепенной переработке.

 

При усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности в спорте характерными являются главным образом три формы связи между мыслью и действием:
а) интеллектуальная активность сопутствует исполнению двигательного действия, а процесс мышления выполняет функции непосредственного контролера и регулятора движений;

б) мышление предшествует практическому действию и участвует в планировании и предварительной организации действия;

в) мышление участвует в анализе и оценке совершенного двигательного акта. Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием различаются не только по своей форме, но и по характеру и в определенной степени влияют на развитие творческих способностей занимающихся спортом.

В психологической структуре двигательного акта при исполнении физических упражнений непременно содержатся интеллектуальные компоненты. Благодаря этому при определенных условиях в процессе исполнения двигательных действий наряду с функциональным проявляется и определенный интеллектуальный эффект.
Для современного спорта характерны не только оптимальные, но и предельные по скорости, темпу, амплитуде и силе движений нагрузки. Поэтому возникает необходимость изучения фактора предельности как специфического свойства этих нагрузок и его влияния на последующее состояние организма человека, его психическую сферу и в частности на текущую умственную работоспособность.
В процессе проведенных исследований (И. Н. Зенина, И. М. Серопегин) не удалось, например, обнаружить достоверных различий в показателях умственной работоспособности после предельной и непредельной работы субмаксимальной мощности. Однако после однократной предельной работы субмаксимальной мощности, несмотря на улучшение показателей умственной работоспособности в ближайшие 2 часа последействия, наблюдалось временное скрытое угнетение некоторых функций, которое проявляется в затруднении воспроизведения материала из краткосрочной памяти. При определенных условиях (например, суммируясь с утомлением за день) это может проявиться в затруднении запоминания нового материала. Через 3 часа после предельной работы большой мощности продуктивность умственной деятельности становится ниже, а угнетающее воздействие этой работы на хранение и воспроизведение информации в кратковременной памяти выражено больше, чем при работе субмаксимальной мощности.

Добавить комментарий