Спорт и социальное развитие.

В современной научной литературе определено весьма важное положение: сознание людей и их деятельность зависят от материальной основы жизни общества, создаваемой материальной деятельностью людей, объективные закономерности развития этой основы определяют развитие общества, его прогресс.
Социальное развитие определяется воздействием движущих сил общества, которые являются неодинаковыми в различных общественно-экономических формациях. В капиталистическом обществе — это погоня за прибылью, конкуренция, классовая борьба пролетариата с буржуазией и т. п. При социалистическом способе производства проявляются новые движущие силы: социальное единство общества, политика партии и государства, социалистический патриотизм и дружба народов, единство личных и общественных интересов, критика и самокритика, социалистические соревнования. Общественная собственность на средства производства объединяет людей, сплачивает в единый коллектив, имеет общие интересы и цели.
В социалистическом обществе в отличие от общества капиталистического стихийность в развитии сменяется сознательностью, что дает возможность предвидеть основные моменты социального развития. Прогресс осуществляется массами в своих интересах, причем он приобретает черты устойчивости. Важно отметить, что в условиях социализма реально, а не декларативно, проявляется новая особенность социального прогресса, которая связана с гармонией, всесторонностью развития общества и отдельной личности.
Социальный прогресс имеет прямое отношение к развитию личности. Социально развитый человек обладает прежде всего социальной активностью, т. е. способностью действовать творчески, сознательно. Например, на производстве социальная активность проявляется как инициатива и новаторство. «Только с социализма,— писал В. И. Ленин в книге «Государство и революция»,— начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни».
Различают следующие виды социальной активности: трудовая, общественно-политическая, познавательная. Активность связана с социальной адаптацией. Например, физическая культура является важным средством адаптации к переменам в двигательной деятельности.
Будучи одной из сфер социальной деятельности, спорт является фактором, влияющим на процесс социализации людей. У молодежи, например, ориентация на спорт занимает одно из первых мест и является устойчивой. В спорте осуществляется потребность в деятельности, в возможности проявить себя. Элементы творчества, выраженные в спорте, дают простор для саморазвития личности, способствуют формированию активной жизненной позиции. Особенно ярко это проявляется в спортивных соревнованиях. Спорт удовлетворяет потребности людей в общении.
Социализация человека происходит в процессе реализации его потребностей в физическом и духовном развитии. В настоящее время задача состоит в том, чтобы усилить роль физической культуры и спорта в воспитании советского человека. К этому обязывает постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».
В связи с этим постановлением Спорткомитет СССР разработал план основных мероприятий по его реализации и определил, что главная задача каждой физкультурной организации, каждого физкультурного работника сейчас состоит в том, чтобы обеспечить воспитание физкультурников и спортсменов в духе высокой идейности и преданности социалистической Отчизне, подготовку населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Коммунистическое воспитание — активный процесс. Это воспитание через самовоспитание, воспитание не только дисциплины, но и самодисциплины, приучение не только исполнять, но и совершать самостоятельные поступки, отвечать за них. Воспитуемый должен быть не просто объектом, а вместе с воспитателем — субъектом, активнейшей силой процесса формирования самого себя.
«Когда предметом преобразовательной деятельности становится человек, он перестает быть субъектом и называется объектом. Особым случаем является тот… род преобразовательной деятельности, в котором она направляется неким индивидом на него самого, на его «я» с целью физического или духовного самоусовершенствования. Медицинский эксперимент, который ученый ставит на самом себе, или гимнастические упражнения, которые человек делает, чтобы развить систему своих мышц, или акт самовнушения, который должен изменить собственную психику, основаны на своеобразном «раздвоении личности», ибо один и тот же человек выступает здесь и как субъект, и как объект деятельности».
Задача социального воспитания (под таковым понимается профессиональное, этическое, эстетическое, физическое и другие виды воспитания, основная цель которого — формирование человека, готового к выполнению общественных функций в качестве гражданина, труженика, воспитателя своих детей) при социализме не приспособление к жизни, а преобразование ее.

Добавить комментарий