Структура физической культуры дает представление о ее строении

Если при помощи структурного подхода изучаются в основном пространственные характеристики, при помощи исторического — временные, то функциональный подход позволяет выявить информационные характеристики физической культуры. Структура и функции, по — существу, являются существенными характеристиками одного и того же явления.

 

Социалистическое общество, имея главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности и создание реальных социально-политических и материально-экономических условий для этого, на каждом этапе своего развития создает программы, реализация которых ведет общество к намеченной цели. Такими обще социальными программами являются Программа партии, пятилетние планы.

В области физической культуры, которая развивается  по этим же программным документам, конкретные функции опережающих и направляющих программ выполняют комплекс ГТО, Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) и рекорды, устанавливаемые советскими и зарубежными спортсменами. Последние наиболее ярко отражают опережающий характер «программы», так как демонстрируют абсолютный уровень, достижений отдельного спортсмена на данный момент, который с течением времени становится достоянием многих спортсменов.

Физическая культура — часть общей культуры, поэтому ей свойственны общекультурные функции. Как самостоятельная область деятельности, она имеет и свои специфические функции.

Общекультурные социальные функции и главные направления развития советской физической культуры, которые проявляются в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества, определены в партийных и правительственных программных документах. В них постоянно подчеркивается, что физическая культура направлена на решение задач создания материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека: повышение его творческой социальной активности, воспитание воли, целеустремленности, мужества и т. п.

Деятельность в области физической культуры (осуществление функций управления, организации, контроля и т. п.) оказывает существенное влияние на формирование коммунистической нравственности, чувства ответственности за порученное дело, способствует духовному и интеллектуальному росту молодежи. В процессе занятий физической культурой осуществляется сложный процесс формирования характера, привычек, духовных потребностей молодого человека. Он становится более зрелым в политическом и общественном отношении, получает определенные навыки организаторской деятельности в общественном физкультурном самоуправлении и практической спортивно-массовой работе.

В социалистическом производстве специализация основывается на культурно-техническом росте, на всестороннем развитии способностей. Это содействует быстрому овладению новыми профессиями, приходящими на смену прежним. В условиях социалистического общества развитие производства требует всестороннего развития личности, которое выступает, с одной стороны, в качестве материальной основы производства, с другой — идеалом человека-творца, для которого труд доступен в любой форме, является высшей жизненной потребностью и наслаждением. Общество делает «самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».

Добавить комментарий