Роль спорта в воспитании Общества

В социалистических странах спорт, как и в СССР, стал важной силой в воспитании строителей нового общества. В молодых независимых государствах спорт широко используется для борьбы против колониализма и неоколониализма. В капиталистических странах широкие народные массы рассматривают международные спортивные связи как один из факторов политики мирного сосуществования. Благодаря активным действиям социалистических стран создались условия для демократизации международного спортивного движения, расширения возможности для трудящихся участвовать в спортивной деятельности, усиления борьбы против политической и расовой дискриминации в спорте.
Нельзя ни недооценивать, ни преувеличивать воздействие спорта на социальное развитие и отделять феномен спорта в обществе от роли физического воспитания, сквозь призму которого следует рассматривать воздействие спорта на социальное развитие. Особое значение имеет спорт в условиях современной научно-технической революции как средство борьбы с гиподинамией, нервно-психическим переутомлением и как средство укрепления здоровья человека. Но главное воздействие на социальное развитие спорт оказывает своей воспитательной политической ролью, будучи составной частью всестороннего гармоничного развития человека.
Усиление дальнейшего социального влияния физической культуры требует совершенствования системы управления физкультурным движением, создания наиболее оптимальных условий и формирования общественной активности занимающихся. В свете этого представляет интерес анализ развития и совершенствования системы управления самодеятельным физкультурным движением, а также роль ДСО, спортклубов, коллективов физической культуры, советов и комиссий в проблеме социальной активности.
Физкультурные организации широко привлекают трудящихся к участию в разнообразной общественной работе. Уровень организационной работы является одним из решающих факторов, воздействующих на общественную политическую активность молодежи. Общественная деятельность как ценность функционально проявляется по-разному. Цель воспитательной работы в коллективе физической культуры — добиться совпадения системы ценностей, выработанных в общении, и системы социальных ценностей личности.
С начала установления Советской власти наше государство взяло на себя заботу о формировании идейно-политических, программно-методических и организационных основ системы физического воспитания, отличительными чертами которой являются народность, массовость, оздоровительная направленность, коммунистическая идейность и научность. Опыт нашей страны в этой области является достоянием всего прогрессивного человечества. Он изучается и с успехом применяется в странах, вставших на путь строительства социализма и коммунизма. Об этом свидетельствуют достижения этих стран в создании научно обоснованных, национальных по форме и социалистических по содержанию систем физического воспитания.
Интеграция в сфере спорта представляет собою сложный и противоречивый процесс. Его первооснову составляет все усиливающаяся национально-освободительная борьба против империализма и олигархий. Например, прогрессивные силы используют спорт как средство консолидации в борьбе за свободу и независимость, за мир и прогресс в Латинской Америке. Региональные чемпионаты, панамериканские и Центральноамериканские, боливарианские и другие игры — важные каналы установления интегративных связей между народами Латинской Америки, в том числе с Республикой Куба, ставшей на путь социалистического развития.
Анализ социальных функций физической культуры и спорта необходим для выяснения их значения на различных этапах развития страны, что является важным условием использования этой сферы деятельности в интересах социального прогресса. Функции спорта как ценностный фактор, их характер, структура, специфика действия определяются социальной системой как целостным объектом. Западные историографы, теоретики и социологи спорта, как правило, искажают социальную сущность спорта и его функции. Они переоценивают роль личностных отношений, складывающихся в процессе занятий спортом, видя в них средство коренного преобразования буржуазного общества. Теория марксизма-ленинизма рассматривает физическую культуру и спорт лишь как одно из средств социализации, интеграции и воспитания.

Добавить комментарий