Влияние спорта на качества спортсмена.

Занимаясь спортом, можно избирательно влиять на формирование физических и психических качеств человека. Проблема развития качеств, необходимых человеку для выполнения трудовой, общественной и других видов деятельности, является одной из кардинальных проблем нашего времени. Так, Ф. Генов (НРБ) считает, что спорт в его многообразных формах является одним из важных средств развития этих качеств. С этой целью в 1970 г. в НРБ были проведены массовые исследования, охватившие около 70 тысяч человек по 108 показателям. Данные психического развития были получены у лиц в возрасте от 3 до 60 лет (около 36 тысяч человек). При этом была проведена корреляция между исследуемыми физическими и психическими качествами испытуемых. Было установлено, например, что физическое качество быстроты, проверенное с помощью бега на дистанцию 60 м, лучше всего коррелирует с временем латентного периода простой и сложной двигательной реакции. Подвижность высшей нервной деятельности определялась с помощью максимальной частоты движений в теппинг тесте, интенсивность внимания —по специальному корректорному тесту в сочетании с силовой чувствительностью, измеряемой степенью субъективной оценки мышечного усилия.

 

Эти исследования позволили установить прямую зависимость между физическими и психическими качествами человека, что будет способствовать целенаправленному и организованному воспитанию личности.

При комплектовании спортивных команд (коллективов) большое значение имеет отбор занимающихся, который должен проводиться с учетом соответствия индивидуальных качеств личности тем требованиям, которые диктуются особенностями выбранного вида спорта. Положенные в основу такого отбора личностные качества не являются чем-то стабильным: в процессе деятельности они изменяются, развиваются и совершенствуются. Отсюда возникает необходимость при проведении отбора учитывать возможные противоречия между личностными качествами и спортивными достижениями. Преодоление этих противоречий всегда должно происходить с позиций определенных нравственных норм.

Н. Попов (НРБ) считает, что в основу спортивного отбора должны быть положены как социально-психологические, так и природно-биологические особенности личности. Спортивная деятельность требует максимального напряжения не только физических, но и психических функций. Немалую роль при этом играют и морфологические особенности личности. Поэтому спортивный отбор должен проводиться на основе всестороннего изучения личности, а также ее психологических и биологических компонентов.

Одной из наиболее сложных и недостаточно изученных проблем спортивной психологии является моделирование тактического мышления спортсмена с целью интенсификации всего учебно-тренировочного процесса. Моделируя в лабораторных условиях конкретную спортивную деятельность, можно избирательно влиять на характер процессов мышления занимающихся, акцентируя особое внимание на разделах, слабо ими усвоенных. В настоящее время метод моделирования из специального приема научного исследования, применяющегося при решении некоторых частных задач, превратился в один из важных методов познания. Поэтому моделирование психической деятельности человека (в данном случае спортсмена) получает все более широкое практическое значение.

Создание психологических моделей конкретной спортивной деятельности (например, спортивной игры) позволяет переносить результаты исследований на прототип. При этом следует учитывать, что каждый участник спортивной игры испытывает разнообразную гамму постоянно сменяющихся чувств, находится под влиянием сильных эмоциональных переживаний, поскольку всякая эмоция, как и другие психические процессы, проявляется в ответ на внешние и внутренние раздражители. В результате этого возникают объективные сложности проведения исследовательской работы в лабораторных условиях, так как они не эквивалентны естественным. Основная задача заключалась в создании специальной системы психологического моделирования, которая была бы максимально приближена к психическим процессам, совершающимся во время игры. С этой целью была разработана специальная методика, позволяющая моделировать тактические ситуации, наиболее часто встречающиеся в спортивных играх. Одним из важных факторов проведения эксперимента была проверка его результатов в условиях соревнований, т. е. в «естественной лаборатории».

Отметим, что само понятие «тактическая подготовка» объединяет в себе целый комплекс психических состояний спортсмена, куда входят: скорость и точность восприятий — зрительных, слуховых, тактильных; переработка поступающей информации; прогнозирование; выбор наиболее оптимального решения из нескольких вариантов и, наконец, скорость самого ответного действия. Особую роль при анализе ситуаций играет логическое мышление спортсмена, т. е. мысленный перебор и оценка всех возможных вариантов и дальнейшее их прогнозирование.

Во время спортивной игры ситуации постоянно изменяются, мыслительные операции следуют в определенном ритме, строго подчиненном особенностям игры. Спортсмен, слабо подготовленный, быстро утомляется, не справляется с потоком информации, мыслительные операции его не укладываются в необходимый временной ритм, в результате чего происходит постоянное запаздывание, усиливающее волнение спортсмена и приводящее к неудачному выступлению.

С целью активизации метода моделирования в спортивных играх были использованы машинные и безмашинные методы программированного обучения и контроля. При машинном методе применялись приборы типа «Электроэкзаменатор-70» и «Репетитор» МЭИ. При безмашинном методе применялись специальные таблицы- схемы и контрольные карты. Эксперимент проводился по трем взаимосвязанным направлениям.

Рациональное использование комплекса технических средств, обеспечивающих высокое качество эксперимента (звуковая установка, диапроекторы, специальные плакаты, учебные пособия, видеомагнитофонная установка, киноаппаратура для съемки процессов восприятия).

Мультиплицирование (размножение) учебного материала, что позволяет широко распространять методику, (например, через федерации по видам спорта). После всесторонней апробации экспериментальный материал получает выход в практику в виде: специальных методических пособий, кинокольцовок, диапозитивов, таблиц, плакатов, визуальных и акустических лекций и т. д.

Программированное обучение, заключающееся в постоянном контроле педагога за процессом усвоения знаний по системе прямой и обратной связи.

Предлагая программу модели специальной деятельности, необходимо исключить дублирование материала из других разделов, не изучаемых в данный момент, и все второстепенные сведения, не имеющие прямого отношения к данному вопросу. Каждый раздел необходимо строго продумать с логической, дидактической и психологической точек зрения.

Одной из наиболее сложных проблем всего учебно тренировочного процесса в спорте является получение объективных критериев степени усвоения изучаемого материала, информативности восприятия занимающимися предлагаемого материала, т. е. обучающих программ. Для определения объективных характеристик информативности были проведены экспериментальные исследования глазодвигательной активности, как одной из экстериоризированных форм механизма человеческого мышления, представляющего собой наиболее объективный показатель по сравнению с другими.

До настоящего времени функции движений глаз при решении мыслительных задач исследовались главным образом на моделях шахматной игры. Изучение схематического изображения ситуаций спортивных игр в текстографической форме носит более абстрагированный характер. От испытуемых требуется по предлагаемой схеме расстановки фигур игроков мысленно представить себе реальную обстановку спортивной игры. Исследование траектории движения глаз при решении схематических задач проводится с помощью специального экспериментального комплекса, включающего киносъемочное устройство, сблокированное с другими приборами электрической связью. При этом производится съемка одного правого глаза. Отснятая пленка расшифровывается с помощью специальных координат, что позволяет не только определять траектории движений глаз, но и в момент анализа предлагаемых вариантов ситуации установить отдельные фрагменты поисковой деятельности. После расшифровки результаты переносятся на специальные схемы.

Согласно полученной инструкции, испытуемый должен мысленно представить себя в схеме экспозиции игроком, владеющим мячом или шайбой, действия которого строго регламентированы самой ситуацией. При моделировании определенных моментов игры фиксируется движение глаз у испытуемых во время зрительного восприятия объектов экспозиции. Глазодвигательная активность обследуемых спортсменов дает все основания рассматривать эти действия как определенное отражение свойств элементов программируемой ситуации. Как правило, спортсмены с большим игровым опытом планомерно и последовательно исследуют ситуацию, выделяя одно или два главных варианта за оптимальное время. В отличие от них у спортсменов с малым игровым опытом отсутствует какая-либо последовательность в ознакомлении с предлагаемой ситуацией, при этом времени затрачивается больше. А это значит, что различными испытуемыми одни и те же элементы ситуации воспринимаются по-разному, что отражается на выборе оптимального решения.

В методическом плане вопрос сравнительной информативности глазодвигательной активности и словесного отчета испытуемого имеет принципиальное значение, поскольку в сознании испытуемого запечатлеваются только те варианты ситуаций, на которые он затратил значительные усилия. Таким образом, выявленная в результате исследовательской деятельности форма глазодвигательной активности имеет сложную и разнообразную структуру. Прежде всего, это установление функциональной взаимосвязи между элементами воспринимаемого объекта. Взаимодействие выступает в двух основных формах: как средство первичного анализа с преобладанием макродвижений большой амплитуды и как средство фиксации окончательных результатов поиска, характеризуемое наличием викарных действий малой амплитуды. При этом время решения конкретных задач зависит от опыта испытуемых: чем опытнее спортсмен, тем быстрее он путем сличения и идентификации может опознать воспринимаемый объект. В данном случае процесс сличения резко сокращается за счет отсева излишней информации, т. е. в результате выделения критических и опорных признаков объекта, что позволяет воспринимать предмет при минимальном движении глаз.

Современный спорт требует глубокого научного обоснования и анализа не только качества, но и количества воспринимаемого материала. Для успешного управления учебно-тренировочным процессом необходимо перерабатывать в единицу времени огромное количество информации, которое занимающийся не всегда может воспринять из-за ограниченности своих психофизиологических возможностей. В связи с этим необходимо разработать критерии, с помощью которых можно было бы точно устанавливать объем материала, входящего в содержание одного «шага» (порции), и в дальнейшем распределить его на серии шагов. Имеется в виду не только последовательность материала, необходимая для логического построения программируемой темы, но главным образом последовательность задач, которые нужно решать по мере восприятия нового материала, направленного на усвоение определенного понятия или выработку необходимого навыка. Оценивая качество предлагаемого материала, нужно учитывать объективные характеристики: степень трудности, объем, «яркость» материала, новизну, оригинальность подачи. Кроме того, следует принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности занимающихся. Это особенно важно, так как в практике спорта тренеру часто приходится иметь дело с группами разного возраста и квалификации. При этом необходимо учитывать интенсивность нагрузки на разных этапах обучения и условия передачи материала с использованием различных каналов связи.

В последние годы в нашей стране и за рубежом проводятся психологические исследования, цель которых — установление особенностей восприятия и запоминания материала различной информационной нагрузки.

Добавить комментарий