Пути повышения эффективности отдыха

В настоящее время средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические и методико-биологические.

По мнению проф. И. В. Вржесневского, влияние различных средств восстановления следует изучать комплексно, с учетом многообразия действия тренировки на организм спортсмена. Согласно его данным, влияние тренировки определяется прежде всего величиной нагрузки, характером упражнений и методикой их использования. Однако длительность и эффективность процессов восстановления зависят и от ряда дополнительных факторов, таких, как:

 

1) режим жизни и деятельности спортсмена вне тренировочных занятий;

2) специальные физические упражнения;

3) психологические факторы;

4) факторы внешней среды;

5) физиотерапевтические воздействия;

6) питание;

7) дополнительные факторы питания (витамины и т. п.).

Известно, что спортивное совершенствование обеспечивается благодаря рациональному построению тренировочного процесса, при умелом чередовании различных тренировочных нагрузок с отдыхом. Поэтому основное значение в организации полноценного отдыха имеют педагогические средства. Оптимальное планирование тренировочной нагрузки в процессе одного занятия, в ходе недельного микроцикла, на различных этапах круглогодичной тренировки может обеспечить наилучшее течение восстановительных процессов и полноценный отдых. Важно выдержать принцип соответствия между величиной тренировочных и соревновательных нагрузок, с одной стороны, и функциональными возможностями и текущим состоянием спортсмена, с другой.

При правильном отборе и методике тренировки, должном врачебно-педагогическом контроле и обеспечении полноценного восстановления, отмечает проф. Н. Д. Граевекая, обследовавшая не одну тысячу спортсменов высшей квалификации, большие нагрузки в тренировке могут использоваться на протяжении многих лет без какой- либо опасности для здоровья.

Одним из направлений научного поиска является изучение рационального распределения занятий в недельном цикле спортивной тренировки (микроцикле), а также сочетания различных микроциклов. Уже апробирован так называемый принцип маятника — один из возможных способов организации тренировочных нагрузок в пред соревновательном периоде. Суть его состоит в чередовании специализированных и контрастных микроциклов. Специализированные микроциклы включают задания, наиболее полно соответствующие предстоящим соревнованиям, моделируют условия спортивной борьбы. В контрастных микроциклах используется облегченный режим, подбираются упражнения, различающиеся с соревновательными, совершенствуется спортивная техника, иногда увеличивается число дней отдыха. Причем, подобно маятнику, чем больше отклонение заданий в сторону специализированной подготовки, тем должно быть больше последующее отклонение в противоположную сторону. Оказалось, что подобная организация занятий способствует борьбе с монотонностью, однообразием тренировок, что имеет немаловажное значение для создания атмосферы восстановления и отдыха.

Добавить комментарий