Оценка спорта.

В оценке такого сложного явления, каким предстает перед нами спортивное соревнование, односторонность опасна и недопустима. В настоящее время в буржуазной науке распространены две точки зрения: одни исследователи, и прежде всего К. Лоренц, поведение человека объясняют внутренними, физиологическими механизмами; вторая группа ученых (Б. Скиннер и др.) игнорирует внутреннюю обусловленность поведения, сводя все к внешним условиям и воспитанию.

 

Эти зарубежные взгляды являются односторонними, так как в теоретическом плане они опираются на принцип сохранения, выживания, стабилизации индивида (или вида), в то время как для человека наиболее актуален принцип развития, усложнения, совершенствования. Марксистская точка зрения предусматривает учет всего многообразия названных факторов при определяющей роли социальных. Марксизм рассматривает как объективный критерий нравственных и культурных ценностей человеческой цивилизации именно содействие развитию общества и всестороннему развитию личности.
Важнейшим фактором мира и дружбы между народами выступает современное олимпийское движение. Оно является воплощением исторически закономерной связи между спортом и миром. Как социальное явление, это движение находится в системе диалектически сложных отношений и тенденций, испытывает на себе совокупность разнообразных по своему характеру воздействий. Существует и «обратная связь»: возросшие масштабы и авторитет олимпийского движения делают его все более заметным фактором в сфере общественной жизни, оказывающим глубокое влияние на положительные результаты международного общения, распространение идей мира и взаимопонимания между народами.
Мир как общечеловеческая ценность является фундаментальным базисом олимпизма, что и определяет его гуманистическую ориентацию. Этот взгляд на сущность олимпийского движения противоположен утверждениям отдельных представителей немарксистской социологии, отстаивающих автономность олимпизма. Социально-историческая преемственность и развитие олимпийской идеи мира есть закономерный результат поступательного хода истории. Олимпийское движение современности — форма объединения во всемирном масштабе на широкой основе интересов и усилий людей в деятельности, устремленной к высокому социальному идеалу — физическому и нравственному расцвету личности в условиях мира и общественного прогресса.
Специалисты, работающие по этой теме, указывают: «Олимпийское движение наших дней выступает одним из тех общественных явлений современности, которое занимает все более значительное место в объективном мире и в сознании человека. На этот процесс особенно влияет участие социалистических стран в развитии олимпийского движения. Благодаря сознательной связи спорта с борьбой за мир, а также осуществление олимпийских идей как основного принципа спортивного развития в социалистических странах олимпийское движение углубляется и приобретает важный для своего дальнейшего развития практический профиль. Постоянно увеличивающееся участие социалистических стран в распределении мест на олимпийских играх и международных первенствах отчетливо выражает объективные тенденции развития в интернациональном спорте».
Олимпийская интеграция спортивного интернационализма и патриотизма была связана с усилиями гуманистических сил во всем мире воспрепятствовать распространению шовинизма, не допустить войны, она имела антиимпериалистическую направленность. Именно поэтому с ней постоянно боролись и ее подвергали фальсификации в странах империализма, например в фашистской Германии. Националистически настроенные круги либо отвергали ценность самой олимпийской идеи, либо на свой лад интерпретировали олимпийскую интеграцию. Они были не в состоянии воспринять соотношение патриотизма и интернационализма в его гуманистическом понимании. Основатель современного олимпийского движения Кубертен предупреждал об опасности оживления националистических страстей, когда писал:
«Атлетика может возбудить как самые благородные, так и самые низменные страсти, она может быть… человеческой или звериной. Ее можно использовать как в целях укрепления мира, так и для подготовки войны». Кубертен перед олимпийским движением ставил задачу гасить проявления национализма, уважать достижения противника, честно вести спортивную борьбу. Это было отражено в следующих его словах: «Участие в олимпийских играх должно способствовать взаимному уважению и в конечном счете оказывать влияние на отношения между народами. Посредством упорной работы олимпийские игры должны подготавливать мирные времена».

Добавить комментарий