Мужское ли дело помогать на кухне?

В «Комсомольской правде» 6 августа 1972 года были приведены выдержки из двух писем. Одно написал студент С. другое — шофер И. Студент писал: «Не понимаю, на что надеются те, кто призывает мужчин брать на себя чуждые из природе обязанности. Никогда за всю человеческую историю сильный пол не занимался домашним хозяйством — с какой стати он должен заниматься им теперь?» Шофер высказало категорично. Лично мне противно смотреть,  муж стирает пеленки, кухарит варево и на коленках полы моет.

 

Это уже не мужчина, а половая тряпка, затертая дыр». Два письма, а смысл один: не мужское дело помогать женщине на кухне и вообще по домашнему хозяйству, ибо «чуждо» мужской натуре, унижает достоинство сильного пола. Невольно возникает вопрос: в чем причина такого откровенного мужского негативизма к кухонным и прочим домашним делам? Ссылаясь «на всю человеческую историю», студент С частично прав. Ведь сегодня каждому школьнику из истории из художественной литературы известно, что во всем мир и, в частности, в дореволюционной России женщина находка в приниженном и зависимом от мужчины положении была неравноправна с мужчиной в обществе, на производств! в быту. На ее плечи ложилась основная тяжесть забот, CBS званных с домашним хозяйством и воспитанием детей. Класс эксплуататоров, духовенство культивировали к женщине. Именно им принадлежат призывы: «Жек да убоится мужа своего» или «Бей жену чаще — будет ль бить слаще» и т. п. После Октябрьской революции положение женщин изменилось. «Из тех законов,— говорил В. И. Ленин,— которые ставили женщин в положение подчиненное, в Советск< республике не осталось камня на камне». Для полного освобождения женщины и достижения действительного равенства ее с мужчиной, создания женщине достаточных условий для участия в общем производительном труде необходимо, указывал В. И. Ленин, чтобы она не была угнетена ее хозяйственным положением в отличие от мужчин. Советская власть делала все возможное, чтобы решить эту сложную задачу. «Мы создаем,— говорил Владимир Ильич,— образцовые учреждения, столовые, ясли, которые освободили бы женщину от домашнего хозяйства». В нашей стране сегодня создана целая система ясельных и дошкольных учреждений, домов быта и кулинарий, сеть учреждений общественного питания. Несомненно, все это помогает женщине решать «проблемы» быта, но только частично, если муж и дети ее самоустраняются от участия в домашнем хозяйстве. Советские женщины активно участвуют в управлении советским государством: почти треть депутатов Верховного Совета СССР — женщины (475 человек), более трех тысяч женщин избраны депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик, свыше миллиона — депутатами местных Советов. В народном хозяйстве нашей страны трудится около 55 миллионов женщин, из числа которых 14 миллионов имеют высшее и среднее специальное образование. Свыше полумиллиона женщин являются директорами заводов и фабрик, руководят стройками и учреждениями, колхозами и совхозами. (Передовая «Известия» от 22 февраля 1979 г.) Наравне с мужчинами женщины творят научно-технический прогресс. Третья часть инженеров в нашей стране — женщины. Они составляют 40% общего числа тружеников науки, более двух тысяч из них — академики и профессора. Советские женщины первыми побывали в космосе и на обоих полюсах. Из каждых четырех советских врачей три — женщины. Еще больше женщин работают педагогами в школах и других учебных заведениях. Самоотверженный, вдохновенный труд советских женщин удостоен высоких правительственных наград: около 5 тысяч удостоены звания Героя Социалистического Труда, более 1,5 миллионов женщин награждены орденами и медалями. Все эти цифры убедительно говорят о том, какой огромный вклад вносят женщины в строительство коммунизма в нашей стране. Права и здоровье советских женщин оберегаются самыми гуманными в мире законами. В условиях научно-технической революции возникла необходимость тщательно изучить те условия труда, которые могут отрицательно влиять на здоровье женщины. Специальным постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС в 1978 году определен список 460 профессий и видов работ с тяжелыми и вредными условиями, на которые женщины не допускаются. Это одно из гуманных проявлений заботы нашего государства о женщинах и их здоровье. Как же сегодня женщине помогают в быту их мужья и дети, другие члены семьи? Ведь женщина на работе устает не меньше, чем ее муж, не меньше, чем дочь или сын, посещающие школу. Это прекрасно знают (а не только смутно догадываются) их мужья, дети-школьники. Знают, видят, понимают, но не всегда делают правильные выводы, считая, что варка, стирка, мойка, глажка — сугубо женская обязанность. Интересные цифры, полученные на основании опроса около 900 десятиклассников городских школ Молдавии, привел ректор Кишиневского педагогического института доцент И. Г. Боршевич в своей статье «Угол зрения — родительский» 31 октября 1978 г. в газете «Вечерний Кишинев». Оказалось, что в семьях домашнюю работу выполняют не более 20% школьников-подростков. Остальные же 80% подростков пользуются трудом других, и прежде всего — матерей, подавляющее большинство которых работают и устают нередко куда больше, чем их дети. Неудивительно, что до 80% опрошенных подростков-школьников не в состоянии приготовить обед, не могут составить недельное меню с учетом -семейного бюджета, не знают стоимости хлеба, масла, сахара и других ежедневно употребляемых продуктов питания. Выявилось также, что некоторые не располагают даже элементарными навыками самообслуживания. В 300 семьях г. Кишинева было изучено распределение домашних обязанностей среди членов семьи. И что оказалось: в 66% семей работающие женщины полностью (!) брали на себя заботы по ведению домашнего хозяйства и только в 7,5% семей хозяйственные обязанности разделяли вместе со взрослыми и их дети школьного возраста. Откуда же берутся школьники-барчуки, потребляющие плоды труда своих родителей, и прежде всего матери? Многие школьники пользуются материнской добротой, желанием оградить своего ребенка от трудностей. Родителям кажется, что дети переутомляются в школе и незачем их (особенно мальчиков) загружать домашней работой. И хотя подростки знают, что родители устают куда больше их, они зачастую эгоистически принимают позу утомленных и занятых людей, помогать по хозяйству которым просто некогда. Такой потребительский подход к домашней работе у многих мальчиков остается на всю жизнь. В дальнейшем на первый план выступает другой оправдательный мотив: домашняя работа — не мужское дело. Отсюда ясно, что заниматься кухней, приобретением продуктов, планированием семейного бюджета и т. д. они не должны — это сугубо «женские» обязанности. Такая позиция очень удобна для лентяев, однако она выявляет, кроме всего прочего, еще одну неприглядную сторону их морального облика — душевную глухоту, неуважительное, бессердечное отношение к женщине. Много прекрасных слов сказано о женщине и матери в художественной литературе, в народном творчестве. К сожалению, бывает так, что школьник выразительно и с жаром прочитает в школе стихотворение, воспевающее Женщину-мать, но, возвратись домой, ничего не сделает, чтобы сколько-нибудь облегчить материнский труд. Чего больше в поведении такого школьника: лицемерия, ханжества, самолюбования..? Потребительская позиция у некоторой части школьников в семье объясняется их безответственным отношением к жизни вообще. Такие ребята действуют по принципу: поменьше дать, побольше взять. Они не понимают, что жизнь — это не беспрерывный праздник, а каждодневный труд. Такие ребята не думают о том, что в жизнь каждого труженика, будь то рабочий, ученый, писатель, художник и т. быт входит как неразрывная часть, а хозяйственные дела сами по себе, как в сказке, не переделаются. Жизнь — это прежде всего будни, а труд, тем более на кухне,— не всегда сплошное удовольствие. От человека уже в детские годы требуется умение не только преодолевать повседневные житейские трудности, но и приносить конкретную пользу семье и обществу. Здесь уместно напомнить следующее утверждение К. Маркса: «При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками». Итак, школьник, который помогает матери на кухне, ходит на рынок и в продовольственный магазин, имеет постоянные обязанности бытового характера, не делает «одолжение» кому-то, а выполняет свои естественные функции. Он действует как настоящий мужчина, который без лишних разговоров берет на себя значительную долю домашних забот. Знаменитый поэт и мужественный борец за мир Назем Хикмет, выступая 8 марта перед сотрудниками Академии педагогических наук РСФСР, говорил: «Я искренне жалею, что не могу помочь жене носить ребенка, рожать его, кормить, не досыпая ночами… Ведь все это — тяжелый труд. Зато уж все остальные заботы я беру на себя: и пеленки, и обед, и многое другое» («Комсомольская правда» от 1 июля 1966 г.). Вот так рассуждал и поступал большой человек и настоящий мужчина. Из воспоминаний родных и других лиц, хорошо знавших В. И. Ленина, известно, каким внимательным и чутким был он в домашней и служебной обстановке. Вот пример этому, приводимый в воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевича: «Нередко бывало, что, несмотря на весьма тихий разговор, Владимир Ильич улавливал, что к чаю нет хлеба или надо еще что-нибудь купить. Тут вдруг он появлялся в растворенной двери и решительно заявлял: «Ну уж за хлебом — это я пойду! Почему ты, Надя, мне раньше этого не сказала?.. Должен же я принимать участие в хозяйстве»… И тут перечить Владимиру Ильичу было нельзя: он мигом одевался и уходил в соседнюю булочную или лавочку и приносил все, что было надо». Многие советские школьники и дети дошкольного возраста активно помогают родителям в быту, в домашнем хозяйстве, на кухне. В 1972 году «Неделя» (приложение к газете «Известия») попросила ребят и взрослых рассказать о том, как дети помогают дома на кухне. Редакция получила в ответ 103 письма. Вот что писали школьники. «Мальчику надо учиться варить обед, потом пригодится в жизни: в походе, в армии»; «У женщины не t железное сердце, чтобы делать все одной». Мальчик И. Голубев, 9 лет, написал: «Мы с братом всегда помогаем маме на кухне: моем посуду, разделываем курицу, умеем сами жарить яичницу, убираем свою комнату». Брат его добавил: «Советую вам, ребята, не быть злыми. Мы с братом помогаем маме».  Бонч-Бруевич   В.   Д.   Владимир   Ильич   в   семье.— В   кн. Конечно, авторы этих писем и другие школьники понимают, что научиться готовить пищу и вообще помогать матери на кухне и в хозяйстве — дело полезное и нужное не только в текущей жизни, но и в будущем. Ведь не всегда же будешь пользоваться услугами матери, когда-то и самому придется готовить пищу, ходить на рынок и решать многие другие бытовые проблемы. Придет время и нынешний школьник создаст свою семью, и, нужно надеяться, не превратится в домашнего «эксплуататора», пожинающего плоды труда жены и других близких лиц, а станет активно участвовать в преодолении многих бытовых трудностей, которые неизбежны. Можно без преувеличения сказать, что участие в кухонных делах — одно из важнейших условий подготовки школьника к будущей самостоятельной жизни. Нередко приходится наблюдать такую картину: вчерашний школьник стал студентом, поселился в общежитии, однако проявляет полную беспомощность, когда речь идет о том, чтобы приготовить для себя (хотя бы) завтрак или ужин. Он идет по пути наименьшего сопротивления — есть всухомятку, «зарабатывая» таким образом гастрит или язву желудка. Приготовление пищи сопряжено с использованием ряда предметов, неумелое обращение с которыми может стать причиной ожогов, травм и других несчастных случаев. Мы имеем в виду ножи, мясорубки, газовые плиты, электронагревательные приборы. Уже в младших классах дети учатся с помощью взрослых правильно пользоваться всем тем, что связано с приготовлением пищи, включая ее разделку и термическую обработку. Школьники должны не только уметь пользоваться ножом или мясорубкой, электрочайником или газовой плитой, но и не забывать об осторожности и бдительности при обращении с этими предметами и агрегатами и в случае затруднений обращаться за советом и помощью к взрослым. Конечно, умение готовить пищу необходимо и в условиях туристического похода, в армейской жизни, да мало ли в каких других ситуациях. Школьнику полезно иметь определенные сведения о том, как приготовить на скорую руку ту или иную пищу, сварить кофе, заварить ароматный чай, помыть и почистить посуду и выполнить другие кухонные или близкие к ним дела.

Добавить комментарий